издательство П.П. Сойкина

Источник

Каноны св. отец

Каноны св. отец – это правила, написанные авторитетными епископами в виде посланий – ответов на вопросы др. пастырей. Эти каноны – послания, по словам самих же авторов представляли не обязательные какие-нибудь правила, а просто их личное мнение по тому или др. вопросу, о чем предупреждали они сами их вопрошавших, говоря, что обязательность они (т. е. послания), могут приобрести только будучи приняты большинством епископов, но на деле получалось иначе – эти авторитетные послания, принятые поместною церковью, вносились в ея сборники правил делаясь сами обязательными. Многие эти правила впоследствии были утверждены Трулльским собором. Это были следующие: 1) Дионисия александрийского (ум. 264 г.) четыре, касающиеся поста перед Пасхой. 2) Петра александрийского (ум. 311 г.) затрагивающие вопросы о принятии обратном отпавших христиан, во время гонения, и вопрос о посте в среду и пятницу перед Пасхой и праздновании воскресения. 3) Григория неокесарийского (у м. 272 г.),– содержащее то 11, по счету одних, то 12 правил, они говорят о тех, которые ели пожертвованную идолу жертву и совершали др. преступления. 4) Св. Афанасия александрийского (326–371), изъясняющее вопросы о девстве и браке (к монаху Атуну) и об обратном принятии раскаявшихся ариан, а также содержащее перечисление священных кн., принятых в Канон. 5) Св. Василия Великого (370–378) содержащее 92 пр., извлеченных из посланий его же к Амфилохию, – еп. иконийскому, к Диодору – еп. тарскому, к Григорию пресвитеру, к др. епископам, ему подчиненным и хорепископам. Правила эти касаются, главным образом, вопросов о браке и наложения церковн. наказания за разные преступления, а также поясняется понятие о видах отпадения от истинного учения, и говорится о значении неписанных преданий – правил. 6) Св. Григория нисского (372–394) – о епитимии, к Литию епископу мелитинскому. 7) Св. Григория Богослова (370–390) и св. Амфилохия (394 г.) о канонических книгах Ветхого и Нового Заветов. 8) Тимофея, александрийского архиепископа – по разным пастырским вопросам. 9) Феофила, александрийского архиепископа (395–413) 14 пр., из которых 7-е касается избрания и рукоположения священных лиц. 10) Св. Кирилла александрийского архиепископа (ум. 444 г.) – к Домну – антиохийскому патриарху, и к ливийским епископам, содержащее 5 пр. 11) Геннадия константинопольского патриарха (ум. 471) к папе Льву I и восточным епископам, – о неправильном рукоположении за деньги. 12) Тарасия константинопольского патриарха к папе Адриану, касающееся того же вопроса, что и предыдущее.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle