издательство П.П. Сойкина

Источник

Библиография

Библиография – (с греч. «книгоописание»), отрасль знания, занимающаяся описанием книг, как печатных, так и рукописных, карт, планов, эстампов и проч. Так как книги могут представлять интерес в разных отношениях, то и характер библиографических трудов весьма различен. Начинаясь с простого инвентарного списка, Б. переходит в историю литературы той или иной научной области. Отцом систематической библиографии считают Каллимаха (III в. до P. X.). Богословская библиогpaфия в древнее время была очень небогата. Первоначальные труды в этой области относились, преимущественно, к книгам Св. Писания, но с развитием богословской  литературы, появляются и библиографические труды в полном смысле этого слова. Греческие библиографические указатели носили характер сборников извлечений из богословских трудов. Такова, напр., «Библиотека» патр. Фотия. Библиографическое изучение богословской литературы свято-отеческого и византийского периода началось только с XVII века, когда появились первые научно обоснованные труды по патрологии. Тоже относится и к древнему Востоку, к богатой богословской литературе которого ученые библиографы получили доступ только тогда, когда древние рукописи поступили в большом количестве в европейские музеи и библиотеки. Западная богословская литература до XVI века не имела Б., если не считать «списков» (index'ов) запрещенных книг, издававшихся папами, и отрывочных указаний у разных авторов. В настоящее время богословская библиографическая литература чрезвычайно обширна. Богатейшие библиографическиея указания можно найти в словаре Герцога (3-е изд.). Подробные обзоры текущей богословской литературы даются в богословских периодических изданиях. Русская Б. долгое время была исключительно духовной, и только со времен Петра Великого начинается различие между духовной и светской Б. Библиография допетровской литературы носит название славяно-русской. Громадный интерес, представляемый этой отраслью. Б. для русской истории, как гражданской, так и церковной, привлек к ней внимание исследователей. Уже в XVIII веке появляются труды Миллера, Шлецера, еп. Дамаскина («Библиотека Российская, или сведение о всех книгах, в России с начала типографии вышедших»). Но особые успехи делает славяно-русская Б. в XIX в. в., благодаря трудам Археографической Экспедиции (со Строевым во главе), преобразованной потом в постоянную Археографическую Комиссию, а также Археологических Обществ в Москве и Петербурге и Общества любителей древней письменности в Петербурге. В периодических изданиях этих обществ сосредоточено много библиографического материала. Кроме того, благодаря сосредоточению рукописей и старых книг в немногих местах, важное значение приобретают описания рукописей различных книгохранилищ, каковы напр.: «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» А. В. Горского н К. Невоструева; «Библиотека Импер. Общества Истории и древностей Российских» П. Строева и др. Вообще, эта отрасль библиографии отличается в настоящее время значительным богатством, чего нельзя сказать про специально богословскую русскую Б. Спещально богословская библиография начинается именем митр. Евгения (Болховитинова), издавшего в 1818 г. «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви». В 1856 году появился капитальный «Обзор духовной литературы» apxиеп. Филарета (Гумилевского), обнимающий русскую духовную литературу за период времени с 862 по 1863 г. (в 3-м изд.). После «Обзора» систематических указателей специально по русской духовной литературе не появлялось, если не считать краткого указателя, составленного прот. Иванцовым-Платоновым, главнейших произведений русской науки и литературы, Янжула: «Книга о книгах», а также сведений, разбросанных по обзорам русской литературы общего характера, каковы: «Русский биографический словарь» Половцова, «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых» Венгерова и др. Имеются указатели по отдельным отраслям богословской науки, каковы: С. Н. «Указатель русских книг и брошюр по богословию основному, догматическому, нравственному, истории и обличению раскола и сект в России, вышедших с 1801 по 1888 г. включ.»; Знаменский И. «Систематически указатель статей, находящихся. в разных духовных журналах и епархиальных ведомостях по предмету Св. Писания»; указатель книг по апологетике проф. прот. П. Светлова; Терновский Ф. «Русская и иностранная библиография по история византийской церкви IV – IX в.»; Н. П. «Указатель книг и брошюр по общей и русской церковной истоии»; библиогр. указания в «Месяцеслове Востока» apxиеп. Сергия; Пругавин, А. «Раскол – сектантство» – В. I – Библиография старообрядчества и его разветвлений; Сахаров, Ф., «Литература истории и обличения раскола» и др. Бронзов, А. А., проф. «Нравственное Богословие в России в XIX столетий». Богатый библиографический материал можно найти также в указателях к отдельным богословским журналам. Обзоры текущей литературы даются в богословских журналах. Что касается периодических изданий библиографического характера, то в настоящее время имеется только «Богословский библиографический листок» издающийся при «Руководстве для сельских пастырей» с 1888 г.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle