издательство П.П. Сойкина

Источник

Арсений

Арсений великий, преп. Египетский, родился в 354 г., очень знатный по происхождению, получил блестящее образование, так что даже был приглашен воспитателем сыновей императора Феодосия. Сильно тяготел к уединению и религиозным размышлениям, мечтал о подвиге и решился на него, когда, услышав чудесный голос с неба, принял его, как призыв. Удалившись от мира он наложил на себя обет молчания, делая только исключения в случае важных вопросов духовного содержания; светских книг не читал, светские науки оставил, только молился и занимался ручным трудом. Слава о нем, далеко прошедшая, направляла к нему многих, искавших его совета и благословения; его нежелание общения с людьми заставляло его даже убегать от них. Скончался глубоким старцем: 95 лет от роду, причем 55 лет из них посвятил своему трудовому подвигу. Память его – 8 мая.

Арсений – преп. Керкирский, родился в Палестине, был человеком высокого образования и большой начитанности, вел переписку с патр. Фотием. Жизнь вел подвижническую. Умер в конце VIII в. в дороге, возвращаясь из Константинополя от императора. Оставил несколько сочинений духовного содержания.

Арсений преп. Латрский (время жития его неизвестно) был игуменом в Келливарском монастыре; своей ученостью известен и славен чудесами. Память 13 декабря.

Арсений – патриарх константинопольский, известен своей справедливостью, не пощадившей даже императора Михаила Палеолога, которого осудил за его жестокий нрав (1262 г.), за что был изгнан и в изгнании, на острове Мраморного моря, скончался (1267 г.).

Арсений – монах Афонского монастыря, по мнению некоторых был два раза константинопольским патриархом, хотя это остается под сомнением.

Арсений – архиепископ Сербский, ученик св. Саввы Сербского, принявший от него же и сан. Его усердием построен в Пече храм во имя апостолов Петра и Павла. Сконч. в 1266 г. Память – 28 октября.

Арсений – преп., создал обитель в Новгороде в 1562 г., был обличителем Иоанна Грозного, умер в затворе в 1570 г. – память его 8 мая.

Арсений – епископ тверской, св., родившись в Твери, духовную, свою деятельность начал в Киево-Печерской лавре, где встретил его и узнал живший там в то время митрополит Киприан, впоследствии взявший его с собою в Москву и рукоположивший в сан архидиакона, а затем и епископа. Несмотря на его занятия письмоводством по митрополии, что тр¬бовало постоянного общения с посторонними людьми, всегда в нем проявлялась наклонность к одиночеству. Его усердиями на его родине созданы церковь и монастырь, куда он любил удаляться из Москвы для духовного подвига. Скончался он в 1410 г., а через 73 года открыты его мощи. Память его 2 марта.

Арсений – Коневецкий родился в Новгороде и существовал медным ремеслом, служа в то же время и Богу в Новгородской обители. Затем, прожив 3 года на Афоне и обратив на себя внимание игумена, получил назначение просветить духовным светом крайний север, куда и направился. Путешествовал долгое время, нигде не останавливаясь, посетил и Валаам. Плывя оттуда в лодке, был застигнут бурей и прибит волнами к острову Коневцу. Приняв это за указание свыше, он и основал здесь известный ныне Коневецкий монастырь, проведя сначала на острове 5 лет в полном уединении, посте и молитве. Затем, испросив благословение на Афоне, обратил место своего уединения в обитель, которая его трудами и под его руководительством приняла цветущий вид. Основание этого монастыря было в 1393 г. Скончался преп. Арсений в 1447 г. Память его 12 июня.

Арсений – преп. Комельский, происходя из древнего боярского рода, еще юношей понял свое призвание и вступил в обитель преп. Сергия Радонежского. Его ревностное отношение к делам на пользу паствы выделяло его из ряда остальных монахов, а потому, несмотря на молодые годы, он был поставлен в игумена этой обители. Но душа его не мирилась со спокойной монастырской жизнью, а жаждала трудов и великих подвигов. Отказавшись от настоятельства, преп. Арсений удаляется от людей и уходит в глушь лесов Вологодской губернии. Здесь, в непроходимой чаще основывает он место своего уединенного служения Богу, но, будучи изгнан из него местными крестьянами, уходит в другой лес, и там удается ему начать свой трудный подвиг поста и безмолвия. Слава о нем все-таки распространилась и многие приходили к нему для духовной беседы и за советами. Некоторые из них остались на житье около преп. Арсения, образовав, таким образом, обитель; впоследствии же количество желающих спасаться там сильно увеличилось толпами людей, бежавших от татарского нашествия. Сам же преп., найдя такую жизнь для себя неподходящей, снова удалился в леса, откуда был изгнан крестьянами, основал обитель и там создал храм во имя Положения честныя ризы Богоматери во Влахерне. Кончина пр. Арсения последовала в 1550 г., память 24 августа.

Арсений – грек, прибыв в Россию в 1649 г., заметил отсутствие в ней образования и устроил школу, в которой ввел преподование греческого и латинского яз., за что был обвинен в измене православию и сослан в Соловки. Впоследствии, патриарх Никон не только вернул ему свободу, но еще и поручил исправление богослужебных книг.

Арсений – Глухой, монах из Ниловой пустыни, всю жизнь посвятил наукам богословским и философским. Прекрасно, знал грамматику и языки латинский и греческий и известен как справщик богослужебных книг (в XVII веке).

Арсений Суханов – иеромонах, пользовался широким доверием патр. Иосифа и Никона. По поручению Иосифа побывал на востоке в 1649 г., чтоб сравнить обрядность православной церкви с восточной. Никон же посылал его также на восток, чтоб он привез оттуда рукописи богослужебных книг, что и было им выполнено блестяще, т. к. рукописей он добыл до 700 экземпляр. Им написано несколько сочинений, которые интересны и значительны не только с точки зрения церковно-религиозной, но и для характеристики обрядов русской и греческой церквей.

Арсений Черноевич – сербский патриарх (XVII в.), происходивший из рода владетелей Черногории и несмотря на свое привиллегированное положение, принявший священный сан. Это сделано им было, чтоб возбудить к себе доверие народа, за релгиозные права которого, попираемые турками, он возстал. Видя, что одних убеждений для турок недостаточно, он, выговорив у австрийского правительства различный облегчения для сербов, перевел туда массу переселенцев. Но и там сербы бывали оскорбляемы австрийцами также, как и в Сербии турками и их религиозные права часто попирались. Не успев привести это дело к желанному концу, Арсений умер (1706 г.)

Арсений – (Мацеевич), митрополит, родился в 1697 г. в семье священника, образование получил и закончил среднее в Польше в 1715 г. С следуюшего же года начинается его разносторонняя деятельность. В 1716 г. принял монашество и рукоположен в иеродиакона, но в 1718 г. возвратился из монастыря и окончил академию, где и остался с 1723 г. проповедником в сане иеромонaxa. С 1728 до 1729 г. пробыл в Киево-Печерской лавре, в 1730 г. уехал для проповеди в Тобольска В 1734 г. был членом экспедиции по открытию морского пути в Камчатку. С 1737 по 1742 г. был законоучителем, соборным иеромонахом, возведен в митрополита сибирского, назначен членом Синода. Но с 1763 г. положение его резко изменяется; он лишается сана за выраженный протест против отобрания церковных имений в казну при Екатерине II, его ссылают в дальний скит. В 1767 г. лишается даже монашеского звания и ссылается в крепость в Ревель, где и умирает под именем Андрея Враля (1772 г.). Его многочисленные труды посвящены осуждению инославных вероисповеданий и увещаний раскольников.

Арсений (Могилянский) – митрополит, родился в 1704 г., образование получил в Невской академии и в Харьковском коллегиуме, с .1739 г. по 1742 учительствовал, принял монашество и назначен в г. придворным проповедником; в 1744 г. возведен в сан архимандрита и архиепископа. В 1752 г. удалился на покой, но в 1757 назначен Киевским митрополитом, и скончался в Киеве в 1770 г. Его сочинения напечатаны; между ними его служба с акафистом св. Димитрию Ростовскому.

Арсений – (Брянцев), архиепископ Харьковский. Родился в 1839 г., в бедной семье дьячка, но образование, как среднее (смоленское училище и семинария), так и высшее (Киевская духовная академия) получил и окончил академии со степенью магистра (1867 г.). Затем учительствовал до 1868 г., когда был рукоположен во священника, и перевелся на служение в Киев, где был законоучителем в очень многих мужских и женских учебных заведениях, проявив себя в этой области опытным и знающим человеком. В 1873 г. он назначается ректором Таврической духовной семинарии и возводится в сан протоиерея. В 1875 г. постригается и возводится в архимандриты. В 1882 г. он уже епископ Ладожский викарий С.-Петербургской митрополии, а в 1883 г. назначен ректором Петербургской духовной академии. За время его службы в ней многое изменилось там к лучшему, особенно отношениe студентов к Церкви. Сам Арсений был большой любитель церковного благолепия, службы любил длинные, торжественные, любил хорошее, стройное пение. Его близкое общение со студентами, его убеждения подействовали на учащуюся молодежь так сильно, что среди них сразу оказалось много желающих принять монашество. В 1887 г. преосвященный Арсешй получает новое назначение: епископом рижским и митавским. В этом краю он изыскивал средства для постройки храмов, открыл много приходских школ, ввел духовные беседы с народом, устроил библиотеки, занимался изданием брошюр духовного содержания, его усердиями создан даже Пюхтицкий женский монастырь и в Риге основана женская община. В 1893 г. преосв. Арсений возводится в сан архиепископa, а в 1897 г. назначается в Казань, где деятельность его носила миссионерский характер. Его труды представляют из себя в большинствe его путевые заметки, проповеди и диссертация на тему: «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви». В 1903 г. высокопреосв. Арсений перемещен на харьковскую кафедру.

Арсений (Иващенко) епископ, родился в 1830 г., окончил курс Невской духовной академии со степенью магистра богословия, принял монашество, и назначен инспектором одесского духовного училища. В 1854 г. был преподавателем в Волынской духовной семинарии, в 1859 г. – в Воронежской семинарии, а в 1863 г. назначен инспектором Воронежской семинарии и возведен в сан игумена. В 1868 г. ректор Полоцкой семинарии и архимандрит; в 1872 г. член С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. В 1886 г. настоятель Московского Заиконоспасского монастыря; в 1889 г. – член московской синодальной конторы, в 1893 г. возведен в сан епископа и назначен епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии, † 1908 г. Известен своими трудами по византологии, по которой у него множество сочинений, кроме того существует еще одно его огромное произведете: «Летопись церковных и гражданских событий, поясняющих церковные от Рожд. Христова до 1898 г.» и др.

Арсений – (Москвин) митрополит, родился в 1797 г., образование получил в Костроме: в училище и семинарии, а затем окончил его магистром в С.-Петербургской духовной академии в 1823 г. Монашество принял, будучи на 4-м курсе академии, а затем рукоположен в иеромонаха. С 1825 по 1832 г. он занимал должности ректора уже в сане архимандрита во многих духовных семинариях, так как считался опытным и образцовым руководителем. Хиротонисан он в 1832 г., в 1841 г. переведен архиепископом в подольскую епархию, а в 1848 г. – в Волынскую. В 1860 г. назначен Киевским митрополитом. Скончался в 1876 г. Много трудов положил он на борьбу с сектантами-молоканами.

Арсений (Минин), иеромонах, родился в Тверской губ., в купеческой семье, образование получил в светском училище, затем занимался службой и, после смерти отца, имел свое коммерческое дело. Неудавшееся семейное счастие и ранняя смерть юноши-брата навели его на мысли о суетности жизни и он, отрешившись от всего земного, посвятил себя небесному. Вступил в Пантелеймонский монастырь и в 1859 г. постригся в монашество. В 1861 г. он был рукоположен в иеромонаха. В 1862 г. был послан за сбором подаяния по России и этому посвятил себя всецело. Его хождение ознаменовалось не только большими денежными сборами, но еще и другими, гораздо более важными событиями. Неся при себе великие святыни, как-то: св. мощи и часть животворяшего креста Господня, он, сам глубоко веря, возбуждал в людях такую веру, что многие, помолившись, исцелялись от недугов душевных и телесных. Несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье Арсения, его послали на Кавказ приискать место для обители, что было им выполнено с большим успехом. Скончался в 1877 г. При жизни издавал свои проповеди, беседы с народом. После его смерти напечатано много его духовных сочинений.

Арсений, епископ Царевский, викарий Астраханской епархии, среднее образование получил в Гатчинском сиротском институте, высшее – в Петербургской акедемии, которую окончил в 1890 г. Монашество принял перед окончатем академии и до 1894 г. состоял членом миссии в Японии. В 1893 г. назначен инспектором Холмской семинарии, в 1896 г. возведен в сан архимандрита и переведен ректором Вологодской семинарии. В 1902 г. возведен в сан епископа Владимиро- Волынского, второго викария Волынской епархии. В том же году назначен первым викарием той же епархии, в 1906 г. – епископом Сарапульским; вторым викарием Рятской епархии, а в г. уволен, по болезни, на покой. В г. назначен Царевским епископом.

Арсений, епископ Пятигорский, викарий Владикавказской епархии, получил высшее образование сперва в Варшавском университете, который окончил в 1896 г., и служил сначала по министерству юстиции, а затем по министерству финансов. В 1898 г. поступил в академию; монашество принял в 1902 году, по окончании академии, в 1904 – возведен в сан архимандрита, в 1910 г. – в сан епископа Пятигорского. До епископства состоял последовательно преподавателем Казанской семинарии (1902 г.), помощником смотрителя Клеванского дух. училища, инспектором Киевской семинарии (1904 г.) и настоятелем Белыничского монастыря (1907 г.). В настоящее время владыке 37 лет.

Арсений, архиепископ Новгородский и Старорусский, доктор церковной истории, по окончании Кишиневской семинарии одно время состоял учителем Единецкого дух. училища. Высшее образование получил в Невской академии, по окончании которой в 1895 г. назначен преподавателем Кишиневской семинарии. В 1895 г. за свою диссертацию удостоен степени магистра. В этом же году назначен инспектором Новгородской семинарии и, по принятию монашества, в следующем году определен ректором той же семинарии, с возведением в сан архимандрита. В 1897 г. назначен инспектором Московской академии и в следующем году ректором той же академии. В 1899 г. возведен в сан епископа Волоколамского, в 1903 г. переведен на самостоятельную кафедру во Псков. В 1904 г. за диссертацию удостоен степени доктора церковной истории. В 1907 г. – возведен в сан архиепископа и в 1910 г. переведен в Новгород.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle