издательство П.П. Сойкина

Источник

Апологетика

Апологетика, – (Απολογια – отповедь) имеет своим предметом защиту истин богооткровенного учения пред лжеучителями и заблуждающимися философами и мыслителями. Несовершенная организация человека колеблет его дух, и истина представляется в искаженном виде; часто отдельные личности возстают против очевидных истин христианства. Борьба с заблудшими и составляет предмет апологетики. Так как лжеучители выступают почти всегда с якобы научными теориями, не имея однако, в дуние истинного познания, то и апологетика основывается в своих трудах на научных выводах, дополняя и углубляя их указаниями на Божественный Промысл, и напоминая, что всякое знание, в конце концов, либо субъективно, либо в основе его лежит Непознаваемое.

В виду того, что А. наука полемическая, а не самостоятельная, её методы и приемы видоизменялись, согласно тем нападкам, которым подвергалась Церковь и христианство. С самого возникновения христианства приходилось вести споры с иудеями и доказывать им истинность Мессии и раскрывать смысл Его учения.

Во II и III в. выяснилась нужда защищать христианство пред язычниками. В разлагающемся языческом Риме процветали философские учения, причем выделялись три школы: эпикурейская, стоическая, и неоплатоническая; с ними борется христианство, выдвигая таких образцов слова, как: Кодрат, Аристид (ок. 124 г. прошение имп. Адриану), Иустин мученик (166; ок. 150 г. прош. имп. Антонину), Татиан( ок. 170 г. апол. за христиан «К эллинам», впрочем он впоследствии уклонился в ересь гностиков; ум. ок. 170 г.), Клавдий Аполлинарий, Ермий, («Осмеяние языч. философ.» ок. 200 г.), Тертуллиан, (род. ок. 160 г., ум. ок. 220 г.). Климент алекс., Дионисий алекс., Ориген и мн, др.; философы-язычники критиковали текст св. пис., что вызвало апологетическую исаготику и экзегезис св. книг.

В IV в. христианство настолько упрочилось, что апологии принимают характер разъяснений, утрачивая полемическую остроту; даже дерзкие книги Юлиана, последнего язычника (βὶβλια κἄτα χριστιανων), служат поводом для толкования заветов Христа. Евсевий Кессар. составил апологетическую хрестоматию из творений апологетов первых веков. Труды: Афанасия В., Василия В., Кирилла Алекс., Викентия, бл. Августин. и др.

В V в. началось переселение народов, долгие войны. В это время возникали ереси и лжеучения, но не имели большого распространения; поэтому и а., хотя и существовала, но главная задача Церкви была в распространении и укреплении христианства. Фома Аквинат., давший много апол. трактатов, в то же время трудился и над созданием христианской философской системы, так что его учение и до сих пор является основой религиозного преподавания в католических школах.

Великие открытия и развитие науки в конце средних и начале новых веков следовали так быстро, что служители церкви не успевали разобраться и отделить истины от заблуждения, полезного для тела от вредного для духа – отсюда возникают преследования ученых, пылают костры инквизиции, сжигаются книги и люди.

В XVII в. начинается так называемое деистическое движение. К нему относяся и пантеисты, и материалисты, и скептики. (Монтэнь, Дидро, Тиндаль, Лок, Вольтер и др.). Среди борцов-апологетов нужно, упомянуть Блэза Паскаля, который, усвоив приёмы новой философии,  опровергал их доводами разума и сердца. В России а. начала развиваться особенно в XVIII в.; неверие проникшее с Запада вместе с прочими революционными идеями, вызвало труды Фофана Прокоповича, Сеченова, митр. Платона и др.

В виду усложнившихся приемов научного мышления, и а. вступила на путь чисто научный; особенно потрудились над этой работой немцы (Франк, Планк, Штейн, Ульман и др.); а. была отнесена ими к богословии, к философической догматике и в а. доказательствах начал применяться исторический метод.

В XIX в. развивается естественно – материалистический взгляд на природу; выдвигаются принципы чисто-материалистические; но в противовес создаются апологетические произведения, появились журналы. – Многие а. произведения, особенно протестантских и католических догматиков, больше разбирают и указывают ошибки материалистических учений (Ричль, Кафтан, Гарнак); истинная же задача а. лежит в более широком распространении христанства и указании неверности исходных точек, а не частностей того или иного учения. Из западных ученых замечательны: Арндт, Лютардт, Геттингер.

В России делу апологетики в последнее время много послужили митр. Макарий (Введение в правосл. богословие); Рождественский; Августин архим.; Тихомиров; Кудрявцев; Елеонский; прот. Светлов; прот. Буткевич; прот. Аквилонов и другие.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle