издательство П.П. Сойкина

Источник

Антихрист

Антихрист. ᾼντί – против, вместо; Χριστος – помазанник, Христос. В переводе а. значит противник Христа, Лже-Христос. Первым более широким именем может быть назван каждый, кто не исповедует Христа, кто его отрицает; второе имя а. – Лже-Христос носит некто, кто придет на землю и завладеет ей, с кем будет сражаться Христос, кого Он победит. Противники Христа служат предтечами антихриста. Во многих местах свящ. писания есть ссылки на антихриста и предупреждения о его приходе. С особенной полнотой появление а. описано в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Там указываются признаки его; имя его неизвестно, но число букв имени его (по греческому изображению цифр буквами) составит 666; много было попыток разгадать и указать это имя. Но это именно личность, а не понятие зла (как учат рационалисты) и не собирательное понятие врагов Христа (по учению протестантов и раскольников-беспоповцев). Антихрист – человек, одно определенное лицо. Много существует догадок, сказаний относительно его происхождения, времени появления – но это тайна; из священного писания ясно, что а. явится перед вторым пришествием. Перед появлением а. будут многие знамения и указания, но понять их дано не всем, т. к. антихр. будет скрывать свое злое начало и будет увлекать за собой людей. Апостолы указывали на признаки, предшествуйте появлению а., и называли их апостасией – отступлением от веры, добродетели, истины. Но апостолы же говорили, что царство а. не наступит, пока в Мире ходит удерживающий, держащий; эти слова тоже возбуждают толкования и разъяснения. О пришествии а. человечество будет предупреждено пророками, но за сколько времени они явятся? А. явится сильным и властным и поведет за собою людей, увлекая их силой и коварством; но только нечестивые пойдут за ним, истинно же верующие не изменят истине. А. будет разрушать и издеваться над всеми установлениями на земле; в Апокалипсисе сказано, что власть а. продлится 42 месяца, а затем он погибнет от руки Божией, и тогда наступит второе пришествие.

Антихрист по учению раскола. Раскольники, отделившиеся в начале XVII в. от православной церкви, не создали стройного, законченного вероучения: много сил они тратили на споры с православным духовенством, и споры эти были мелочны, ничтожны по существу, касались обрядовой стороны, но вызывали смуту, беспорядок в государстве, да и среди раскольников происходили разногласия, и отделялись секты. По каждому вопросу были разногласия; тоже и со взглядом на антихриста. Взгляд раскольников-поповцев разнится от безпоповского взгляда на появление а. Раскольники так увлеклись боевыми спорами об обрядах и обычаях, что священное писание истолковывают произвольно, уклоняясь от прямых указаний, забывая, что только пророк может понять пророка, слова же Божьи перетолковать невозможно – можно только принять и запомнить их. В учении об а. раскольники приближаются к протестантскому толкованию писания: несмотря на то, что в Апокалипсисе (и других книгах) ясно говорится об антихр., как о человекоподобном существе, раскольники принимают а. как известную идею, воплотить которую может не одно лицо и даже не в одно время; делая подстановку неизвестного, они говорят, что антихристом является ложнохриастианское общество т. е. православные; придя к такому выводу бездоказательно, раскольничьи учителя начинают подтасовывать и подбирать факты, доказывающее истину их положения; «отступление», апостасис, о котором говорят апостолы, началось, по их мнению, со времени исправления книг, церковных; указав на главный признак, раскол указывает на прочие отличия: троеперстное знамение, допущение четвероконечного креста и пр. Раскольники-беспоповцы смотрят на а. правильнее, ожидая пришествия а. в образе человека. Для объяснения причин подобного толкования писания, надо знать, что в XVI и XVII в. явилась мысль, что мир должен кончиться по истечении семи тысяч лет, т. е. после 1492 г. (5508 – – 1492). Число апокалипсического зверя, т. е. антихриста-666; когда произошел раскол, и когда раскольники старались увлечь за собой массу народную, они и решили грубо повлиять на темных людей своим якобы точным знанием писания и откровения Божия: они говорили, что приблизилось царство антихриста и указывали точно время – 1666 год, т. е. год восьмой тысячи с сотворения мира, год, носящий звериное число; появиться а. должен был в Москве, т. к. после падения Рима и Константинополя Москва являлась центром истинно-христианских народов; создается целая легенда о неизбежности для Москвы играть такую же роль, как некогда Рим, бывший центром мира. Но раскольники не говорили точно, что в 1666 г. явится а., а через 42 месяца будет второе пришествие (как сказано в Апокалип.), но высказывали мысль, что с того года начнется владычество власти а.; некоторые из раскольников (напр. Ефрем Потемкин) указывали даже на лиц, похожих на а., и называли – патриарха Никона и царя Алексея Михаиловича; иные уверяли, что а. скрывается. Много явилось всяких толкований. Сами же раскольники были вынуждены бороться со взглядами некоторых лиц из среды своих же. Когда умер патр. Никон и Алекс. Мих., то распространился слух, что они воскреснут. Но время шло, а светопреставления не было. Тогда раскольники принялись отыскивать а. иного, но все же среди православных. Упорно держась старины, расколоучители дошли до полного отрицания изменения жизненных обычаев, – поэтому, где только являлось что- либо новое, там раскольники видели нарушение закона или проявление власти а. Реформы Петра I, касавшиеся внешнего уклада жизни, были не по душе раскольникам, и они указывали на Петра, как на а. Эту мысль приняли беспоповцы – бегунцы (Евфимий) и развили в целое учение; так явилась книга Ив. Смирнова: сказание об антихристе, еже есть Петр I.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle