издательство П.П. Сойкина

Источник

Акафист

Акафист – наименование особенных хвалебных песнопений в честь Спасителя, Божией Матери и святых. Наименование это, от греческого слова ακαθιστος, что буквально значит «неседальный», указывает на то, что означенныя песнопения исполняются молящимися стоя. Акафисты состоят из 25 отдельных песнопений – 13 кондаков и 12 икосов, из коих 1-й кондак и икосы оканчиваются восклицанием «радуйся»..., а 12 кондаков припевом «аллилуия».

Акафист Божией Матери является древнейшим и вместе образцом для всех остальных акафистов. Составление его, относят к VII в. По сказанию так называемых «повестей о неседальном», одна из коих помещена и в нашей Триоди Постной, акафист этот представляет собою хвалебно-благодарственный гимн Богоматери по случаю чудесного избавления Константинополя от осады персами и аварами в 626 г. Указания на этот повод, к написанию акафиста находятся и в нем самом, особенно в 5-м икосе. Автором акафиста одни полагают Романа Сладкопевца; другие – Сергия, патрирха Константинопольского, современника осады 626 г.; третьи – другого современника и описателя того же собыпя Георгия Писиду. Последнее мнение подтверждается как формой, так и содержанием акафиста. Он написан тем же ямбическим стихом, как и другие сочинения Писиды, и содержит мысли, встречавшиеся в его сочинениях «о творении мира» и «о суете мира». Икосы и кондаки акафиста, начиная с 1-го икоса, в греческом подлиннике расположены в алфавитном порядке, т. е. 1-й икос начинается альфой, второй витой и т. д. Последний кондак начинается омегой. Первоначально акафист исполнялся только в Константинопольском Влахернском храме, где он и был воспет в первый раз в ночь после чудесного событич. С IX в. он вошел в состав богослужения субботы 5-й недели великого поста. Указания на употребление его в русской церкви и сохранились от XII в. В 1855 г. акафист Божией Матери переведен на русский и язык Митрополитом Московским Филаретом.

Акафист Иисусу Сладчайшему одними приписывается иноку Студийского монастыря Феоктисту (IX в.), другими – Иоанну Евхаитскому (XI в.), но когда последний писал канон Иисусу Сладчайшему, акафиста еще не было и сказать что-либо определенное о времени его составления и об авторе трудно. С уверенностью можно сказать только, что образцом для его составления послужил акафист Божией Матери.

Акафист св. Николаю Чудотворцу считается произведением Константинопольского патриарха Исидора Бухариса (1341 – 1349 г.г.). Современная редакция его, по сравнению с древними, представляет не мало особенностей.

Тому же автору приписываются акафисты: Успению Божией Матери, св. Иоанну Предтече, св. апп. Петру и Павлу и архангелу Михаилу. Несомненно, что Исидор при составлении акафистов как образцом руководствовался акафистом Божией Матери.

В Киевском издании акафистов 1697 г. и в Могилевском 1698 г. был помещен еще акафист Гробу Господню и Воскресению. Но Регламент Петра Великого осудил этот акафист, так как Воскресению Христову церковь радуется, а не совершает покаянных молитв.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle