издательство П.П. Сойкина

Источник

Иаков

Иаков «Праведный» и вопрос о братьях Господних. В Евангелиях часто встречается упоминание о братьях Господних, упоминаемых иногда и поимённо, и сёстрах, имена которых в новозаветных книгах не отмечаются. Из двух, почти одинаковых свидетельств (Мф. 13, 55 – 56; Мк. 6, 3), мы достоверно знаем, что братьев Господних было четверо: Иаков, Иосия (по более точным научным сведениям – Иосиф), Симон или Симеон (разное произношение одного и того же имени) и Иуда. Из них наиболее известны Иаков, занимавший выдающееся место на апостольском соборе, и Иуда, написавший известное послание. До сих пор нет данных о том, принадлежали ли эти лица к числу двенадцати апостолов или нет. И хотя наука склоняется в пользу второго мнения, но есть ещё доселе ревностные защитники противного мнения. Ни в евангельских, ни в других новозаветных книгах нет разъяснений, почему братья Господни носили это наименование. Как в древнее, так и в новейшее время существовало и существует на этот счёт несколько мнений, из которых нужно указать на следующие.

Мнение св. Епифания, епископа Кипрского, отца церкви и известного писателя IV века. В своём сочинении «О ересях» св. Епифаний выступает противником еретического взгляда антодикомарианитов, т. е. лиц, смотревших на Марию так, что она после рождения (сверхъестественного) Христа, сожительствовала с мужем, т. е. Иосифом; отсюда и происхождение братьев и сестёр Господа. На лжеучение это надо смотреть, однако, как на пережиток взгляда евионитов, утверждавших, что и Сам Иисус Христос есть плод брачного сожительства Марии с Иосифом. Опровержения св. Епифания распадаются на две группы: в одной разъясняется, что Мария, Мать Христа, не была и не могла быть в брачном сожительстве с Иосифом, в другой – св. отец пробует раскрыть, кто называется братьями Господними в евангельских и новозаветных книгах. Опираясь на те же данные, что и его противники, св. Епифаний пробует дать им другое толкование, а относительно братьев Господних высказывает мнение, что Иосиф до того времени, как была вручена ему Мария для охранения её девства, был женат на еврейке и от этого брака имел шестерых детей: четырёх мужеского пола (Иаков, Иосия, Симеон и Иуда) и двух женского пола (Мария, Саломия). Однако же, едва ли не главным источником сведений послужил для св. Епифания апокриф, известный под названием «Первоевангелие Иакова», приписываемый Иакову, брату Господню, но на самом деле, как думают, произведение, относящееся уже ко II веку. Апокриф этот в рассказе об избрании обручника для отроковицы Марии является слишком необоснованным: в нём встречаются даже некоторые противоречия; и, хотя он и был принят св. Епифанием и некоторыми другими писателями-богословами, но вряд ли он может быть принят вполне, как основанный на известиях, привнесённых в евангельскую историю извне, лишённых вероятности, что едва ли позволяет строить на них объяснение фактов евангельской истории.

Мнение блаженного Иеронима и Гельвидия. Эти два мнения относятся также к IV веку. Исходным пунктом лжеучения Гельвидия служило его убеждение, что Мария, после чудесного рождения Христа, вступила с Иосифом в действительный брак и имела от этого брака известных в Евангелии братьев Господних. Это лжеучение нашло сильное опровержение в произведении блаженного Иеронима (383 г.). Свои опровержения лжеучения Гельвидия он старается вести не на основании апокрифов, а на основании евангельских слов, которые некоторой своей неясностью допускают несколько толкований. Относительно братьев Господних блаженный Иероним допускал гипотезу, что Приснодева Мария имела сестру Марию Клеопову, дети которой приходились, таким образом, двоюродными братьями Христу. Но в последующих своих произведениях блаженный Иероним, повидимому, и сам потерял веру в эту свою гипотезу. Относительно принадлежности  к числу двенадцати апостолов братьев Господних блаженный Иероним примыкал к мнению Гельвидия, по которому Иаков, Симон и Иуда были в числе двенадцати апостолов. Это мнение не имеет за собой твёрдости. Вопреки всем ожиданиям мнение блаженного Иеронима нашло себе широкое распространение в богословских кругах латинской церкви; её принял и блаженный Августин. В настоящее время гипотеза эта принята католической церковью и удерживается среди протестантского учёного мира.

Мнения Лайтфута и Цана. Из новейших теорий о братьях Господних прежде всего обращает на себя внимание трактат Джозефа Борьера Лайтфута под заглавием «Братья Господни». В этом своём произведении он вполне примыкает к мнению св. Евстафия, стараясь показать превосходство его над всеми другими гипотезами. Профессор Эрлангенского университета Теодор Цан, напротив, отрицая мнения блаженного Иеронима и св. Евстафия, всецело встаёт на точку зрения Гельвидия. В своём трактате «Братья в точном смысле и двоюродные братья Иисуса» он старается более подробно и научно доказать превосходство своего, или, вернее, Гельвидия, взгляда на происхождение братьев Господних. Мнение Цана, однако же, нашло себе много сторонников.

Мнение Эндемана. К. Эндеман является строгим сторонником-приверженцем теории блаженного Иеронима. В своей статье «К вопросу о  братьях Господних» (1900 г.) он старается доказать теорию блаженного Иеронима, слегка её видоизменяя, но доказательства его малоубедительны и имеют мало сторонников.

Новую попытку решить вопрос о братьях Господних даёт нам профессор Лебедев в своих трудах. Здесь происхождение братьев Господних объясняется так: Иосиф-обручник имел брата Клеопу, жена которого называлась Марией. Таким образом, Мария Клеопова по Иосифу приходилась сестрой Приснодеве Марии и, следовательно, дети её – братьями Христу. Это мнение так же, как и предыдущие, опирается на некоторые места из Евангелия и другие священные писания и выразителем его в древности был Иоанн Златоуст и древнехристианская антиохийская школа.

В заключение, однако же, нельзя не сказать, что большинство русских писателей склоняются к теории св. Евстафия, хотя есть и сторонники блаженного Иеронима и последней (пятой) указанной здесь теории. Рьяным приверженцем Гельвидия был известный художник Верещагин в своих художественных произведениях.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle