издательство П.П. Сойкина

Источник

Иакова святого соборное послание

Иакова святого соборное послание. Неимение прямых церковных свидетельств о подлинности послания повело к тому, что появилась даже теория, так называемая «новая теория профессора Спитты», которая послание св. Иакова признаёт творением какого-то иудея, жившего во времена Христа, написанным для иудеев. Не выдерживая ни малейшей критики, эта теория не встретила сочувствия даже среди учёных рационалистов Запада, почему и остаётся в силе признаваемое церковью свидетельство, что послание написано св. Иаковом около 64 года (есть мнения о том, что оно написано между 44 и 50 годом). Из слов приветствия видно, что соборное назначение послания относится только к верующим иудеям или иудео-христианам, а не всем вообще иудеям. Обратиться к собору церквей побудило св. Иакова печальное состояние этих церквей. Христианство сохранилось только во внешности; дружбу с миром предпочитали любви к Богу, исповедание веры заменили простой обрядностью, а недостаток добрых дел, милости и любви – простым правоверием. Страсть к земным удовольствиям извлекла старые иудейские грехи – любостяжательство, гордость и проч. Неисполнившиеся ложные чаяния, в которых царствование Мессии представлялось в национально-политических чертах, повлекли к ослаблению веры во второе славное пришествие Господа. Всё это побудило св. Иакова выступить со своим посланием. Послание это, написанное в духе ветхозаветной мудрости, одухотворённой Нагорной проповедью Христа, освещает христианство, главным образом, с нравственно-практической стороны. Вера во Христа имеет основополагающее значение в учении о Боге едином, Существе благом, требующем от нас полной преданности и любви, что несовместимо с дружбой к миру. Послание св. Иакова нельзя разделить на определённые части, подобно посланиям Апостола Павла, можно лишь наметить известные группы мыслей.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle