издательство П.П. Сойкина

Источник

Иаков

Иаков «Праведный», Св. Апостол и его послание. До сих пор считался спорным вопрос: есть ли Иаков, брат Господа, лицо тождественное с Иаковом Алфеевым, Апостолом из XII, или это разные лица. Часть наших богословов и католические учёные, опираясь на авторитет блаженного Иеронима, держатся первого мнения. Но о различии их ясно говорит то, что в Евангелии братья Господа по плоти (Иаков, Иосия, Симон и Иуда) определённо отличаются от учеников Господа. О Его братьях по плоти говориться, что они вначале не веровали в Него (Ин. 7, 5), а потому и не могли быть в числе апостолов; даже после уверования в Господа по Его воскресении, они определённо отличаются от 12-ти учеников, что видно из Деян. 1, 13 – 14. Различие этих двух лиц проводит и церковное предание. В «Апостольских Постановлениях», кроме двенадцати апостолов, возвестивших кафолическое учение, называются ещё Иаков, брат Господа, иерусалимский епископ, и Павел – учитель языков. Таким образом, писателем соборного послания св. Апостола Иакова был Иаков, брат Господа, сын Иосифа Обручника – лицо совершенно отличное от Иакова Алфеева. Однако, все свидетельства о св. Апостоле Иакове сходятся в одном: именно в том, что это был знаменитый предстоятель Иерусалимской церкви, столп и опора её. О нём упоминает и св. Апостол Павел в своём послании к Галатам, о нём же говорит и св. Апостол Пётр после своего чудесного освобождения из темницы: «возвестите Иакову и братьям сие» (Деян. 12, 17). Апостол Иаков председательствовал на первом Иерусалимском соборе, и здесь его голос первым раздался за освобождение языко-христиан от ига Моисеева закона, требуя от них только исполнения новых заповедей. Вопреки мнению некоторых, старавшихся представить его как иудаиста, св. Иаков даёт нам высокий образ иудео-христианина, как бы объединившего в своей светлой личности Ветхий и Новый Заветы, и, как говорит профессор Богдышевский: «не вливал вина нового в мехи старые, а только не прерывал национально-исторической связи христианства с иудейством, с вековым наследием отцов». О кончине св. Иакова мы имеем два свидетельства. В науке предпочитается свидетельство Игизиппа, которому следует и Климент Александрийский. По этому свидетельству мученическая кончина св. Иакова произошла во время осады Веспасианом Иерусалима. Враги св. апостола низвергли его с крыла храма и один из валяльщиков убил его сукновальной палкой. Таким образом, мученическая кончина св. Иакова произошла между 62 и 66 годами. Память его празднуется православной церковью 23 октября.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle