издательство П.П. Сойкина

Источник

Иаковиты

Иаковиты – сирийские монофизиты. Время возникновения вероучения монофизитов, т. е., признававших во Христе одно только божеское естество, относится к концу IV века. В V веке, веке соборов в Ефесе и Халкидоне 431, 449 и 451 годов, произошло разделение этого вероучения на несторианское и иаковитское. Последнее встречается уже в анафематизмах III Вселенского собора и первоначально под именем иаковитов разумелись, главным образом, сирийские монофизиты, а позднее – египетские. После Халкидонского собора, отвергшего учение монофизитов, оно, при Иустине I, подверглось гонению: все епископы-монофизиты были низложены и изгнаны. Лишь помощью и заступничеством арабского царя-монофизита Ибн Джабаля, прибывшего в Константинополь в 542 – 543 гг., монофизиты получили нескольких епископов для Сирии. Изгнанным патриархом Феодосием были посвящены: Феодор – во епископы Бостры, с правом юрисдикции над Палестиной и Аравией и Иаков – во епископы Едессы, с правом юрисдикции над всей Сирией и Азией. От последнего и получили своё название иаковиты (хотя есть и другие взгляды: от апостола Иакова, от ветхозаветного патриарха Иакова, от Диоскора, в миру – Иакова). Иаков, сын священника Феофила Бар Ману, родился в Телле и получил прекрасное домашнее образование, которое завершил в Песильтском монастыре, и отсюда, в 521 году, был послан в Константинополь для защиты веры. В Константинополе он, благосклонно принятый императрицей Феодорой, прожил около пятнадцати лет, вплоть до посвящения его во епископы Едессы. Более сорока лет путешествовал пешком по Малой Азии, Сирии и Египту, стремясь объединить и ободрить монофизитов. Покрытый грубой попоной (попона – «бардата», откуда его прозвище Бурдеана или Бардея), ходил он из округа в округ, всюду вливая в сердца своих единоверцев твёрдость и уверенность. За это время, благодаря его стараниям, антиохийский патриарший престол занимали последовательно два его друга. Сам он поставил 27 епископов и около 100 священников и диаконов. Но такая, полная непосильных трудов жизнь, подорвала его здоровье. В 578 году, по дороге в Александрию, он умер на границе Египта, в монастыре Касийском (иначе Мар Романа). Останки его были здесь до 622 года, а в этот год перенесены в Песильтский монастырь и торжественно погребены. Память его иаковитами празднуется 28 ноября, 21 марта и 31 июля. Трудам Иакова Барадея иаковиты обязаны тем громадным успехом и тому подъёму, который имела их церковь при его жизни. Но дальнейшая история их очень печальна. Почти все восточные императоры (кроме Зенона и Анастасия) их преследовали. С падением Византии к преследованиям христиан присоединилось гонение от магометан. Крестоносцы запретили им даже доступ ко Гробу Господню, и с этого же времени начинаются настойчивые попытки Рима подчинить их себе. Эта настойчивость иногда достигала цели, но ненадолго. В 1237 году иаковитский патриарх со многими епископами торжественно в Иерусалиме отказался от всех ересей и подчинился Риму. Но это подчинение, вызванное страхом пред мусульманами, было непродолжительно. Также непродолжительны были унии, заключённые при Иннокентии IV и в 1442 году во Флоренции. В 1552 году послом патриарха Игнатия IV в Риме была заключена уния, но существенного значения она не имела, так как не была признана самим патриархом. Лишь в XVII веке удалось обратить в католичество иаковитского патриарха Симеона, и с тех пор патриарший престол иаковитов занимали католики. Иаковиты же, не желавшие унии, не признавали их своими патриархами; им удалось даже добиться утверждения своего патриарха, и Порта вняла их голосу – католический патриарх не был утверждён, а кафедру занял патриарх Матфей, ставленник иаковитов, не желавших унии. Таким образом, в среде иаковитов произошло разделение; не признанные Портой католические патриархи продолжали всё-таки считать себя патриархами. Лишь в 1850 году султан признал и католического патриарха, причём он с этого времени de jure независим от иаковитского. Кафедра его назначена в начале в городе Алеппо, а затем перенесена в Мадрид. Предпринимались неоднократные попытки воссоединения иаковитов и с православной церковью. И хотя начало их восходит ко временам Юстиниана, однако же до сих пор почти ничего не достигнуто. В последнее время уже сами иаковиты стремятся к этому присоединению В конце пятидесятых годов XIX столетия иаковиты, обеспокоенные успехами католической пропаганды, через одного из своих митрополитов выразили желание соединиться с церковью православно-вселенской. Однако, заявление это в Константинопольской патриархии было встречено недоверчиво, что отчасти объясняется прежним поведением иаковитов, всегда искавших сближения только под воздействием внешних затруднений, с прекращением которых прекращались и переговоры об унии. К этому же времени относится и их просьба к русскому послу о покровительстве иаковитам, у которых месопотамские иаковиты-униаты отняли церкви и имения. С этого же времени со стороны русской церкви начинается интерес к иаковитам. Особенно занялся вопросом о воссоединении иаковитов с русской церковью живший тогда в Константинополе архимандрит Софония, посвятивший этому вопросу несколько статей и исследований. Войны с Турцией положили предел переговорам о воссоединении, и теперь можно лишь только надеяться, что в будущем произойдёт это объединение, ибо сами иаковиты тяготеют к нашей церкви «как планеты к солнцу». В цветущее время иаковитской церкви патриарху антиохийскому было подчинено до 100 епископов, а в XII веке патриарх иаковитский главенствовал над 10 митрополиями и 100 епископиями в Сирии, Месопотамии, Малой Азии и на Кипре. Но гонения, борьба с католицизмом сильно понизили их число. Печальный контраст с прежним их умственным развитием составляет их современное, коснеющее во мраке невежества, состояние. По свидетельству архимандрита Софонии, 50 лет тому назад иаковитов было ещё около 170 – 185 тысяч в 23 епархиях. Ныне же собственно иаковитов всего лишь около 80 000 и число епархий только 9. Церковь иаковитская управляется патриархом, который выбирается епископами из своей среды. За ним стоит мафриан, назначение которого – посвящать епископов и утверждать вновь избранного патриарха чрез возложение рук (обязанности мафриана определены собором 869 года). Как и в других восточных церквах, женатые могут получить сан пресвитера и диакона, но не дозволяется брак после посвящения. Монашество у иаковитов в большом уважении, но женских монастырей не существует. Монастыри находятся в ведении епископов, которые выбираются навсегда из монахов. Несмотря на все гонения, которые им пришлось пережить, иаковиты бережно сохраняют свои догматические особенности монофизитского характера. Есть у них и некоторые литургические особенности. Хлеб для литургии они употребляют квасной с примесью масла и соли, свежевыпеченный; число просфор нечётное. Крестное знамение они совершают одним пальцем – символ полной природы Христа, одной воли и единого действования. Почитание икон и святых у них существует, а равно существует – в отличие от несториан – и почитание Богоматери.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle