сост. Александр Ратшин

Источник

Tвеpcкой губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

ТРОИЦКИЙ-КАЛЯЗИНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Калязине, находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Тверской Семинарии. Он основан около 1450 года Преподобным Макарием – и как монастырь, так в последствии и город, получили свое наименование по прозвищу прежнего владельца этой земли, никоего Иоанна Каляги, который подарил Преподобному Макарию место для сооружения обители. – В 1610 году литовцы взяли Калязинский монастырь приступом, умертвили воеводу Давида Жеребцова, защищавшего обитель, также игумена и иноков, разорили и выжгли здания; а серебряную раку Преподобного Макария, сделанную вместо деревянной царем Борисом Годуновым в 1599, рассекли на части, и св. мощи низринули. По освобождении России от мятежей, здания монастырские возобновлены и все приведено в прежний вид.

Ныне здесь четыре церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, где почивают мощи Преподобн. Макария в богатой серебряной позолоченной раке, сооруженной в 1700 году иждивением монастырским и доброхотных дателей, в которую переложены они Сергием архиепископом Тверским, того ж года сентября 18. При сем храме придел Рождества Богородицы. 2) Трапезная, Бориса и Глеба. 3) Больничная, Алексия Человека Божия. 4) Макария Калязинского, над св. вратами, устроенная Архимандритом Варлаамом в 1752 году. Ограда сего монастыря с башнями, построена в 1648 г. а колокольня в 1650.

В этой обители вступил в иночество, в XV веке, Преподобный Паисий Угличский, который занимался здесь списыванием разных Божественных книг: еще и теперь хранится в ризнице его трудов книга Иоанна Богослова.

Монастырь этот известен в истории русской подвигами знаменитого князя Михаила Скопина-Шуйского.

ОТРОЧЬ-УСПЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Твери; на устье реки Тверцы, при впадении ее в Волгу, состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1265 году, при в. к. Ярославе III Тверском, отроком его Григорием. Здесь три церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, нынешнее здание коей существует с 1722 года. 2) Митрополитов Московских Петра и Филиппа. 3) Введения Богородицы, в которой погребены тверские архиереи XIII и XIV века, Андрей и Феодор.

В этой обители принял иночество в XIV веке св. Моисей, бывший потом архиепископом Новгородским. В 1570 году, января 9, скончался здесь, в изгнании, мученическою смертью св. Филипп, митрополит московский; тело его, было предано земле, находилось тут 14 лет, и в 1584 году перенесено в Соловецкий монастырь. В XVI веке здесь содержался под присмотром знаменитый страдалец, Максим Грек, Афонский архимандрит, и потом переведен в Иосифов Волоколамский монастырь.

В 1727 году учреждена здесь Епископом Феофилактом Тверская семинария.

ЖЕЛТИКОВ-УСПЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в 4 верстах от Твери, на берегу реки Тьмаки; состоит под управлением викарного епископа Тверской епархии, который тут и пребывание имеет. Монастырь этот основан в 1394 году св. Арсением епископом Тверским, при Князе Михаилее Александровиче.

Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, построенная в 1404 св. Арсением; этот храм перестроен был дважды: в 1637 по повелению царя Михаила Феодоровича, и в 1722; а наконец, в 1744, возобновлен и украшен. Здесь почивают открыто мощи основателя, св. Арсения, обретенныевъ 1637 году. 2) Алексия, Человека Божия, над св. вратами; построена в 1705 году, по повелению императора Петра I; при ней были покои, назначаемые для пребывания царевича Алексея Петровича. 3) Антония и Феодосия Печерских, сооруженная также по Указу Петра Великого и на Его иждивение, вместо древней, которая была построена еще св. Арсением.

Начальство в этой обители было с 1400 года игуменское; а в 1566, по случаю чуда, происшедшего при гробе св. Арсения, учреждена архимандрия. Из 3 во 2 класс монастырь возведен в 1836 году.

Здесь погребен Тверской архиепископ Амвросий (Протасов), один из лучших духовных ораторов XIX века.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Торжке, на берегу реки Тверцы; состоит под управлением архимандрита. Основан в 1030 году Преподобным Ефремом, который прежде был боярином и главным конюшим у св. князей Бориса и Глеба, и по убиении их, удалился в это место. Здесь он сначала построил Странноприимный Дом, потом небольшую церковь во имя своих государей, а наконец и монастырь, где и был первым архимандритом. В 1166 году обитель эта разорена кн. Святославом Ростиславичем, после того многократно была опустошаема русскими и татарами; наконец литовцы, в XIII веке, довершили разорение: осталась только одна каменная соборная церковь, построенная св. Ефремом.

Ныне в этом монастыре три церкви: 1) Соб. Бориса и Глеба, которой настоящее здание, сооружено, вместо древней, в 1781 году на сумму, пожалованную императрицею Екатериною II; в этом храме почивают в великолепной раке обретенные в 1572 году мощи основателя, Преподобного Ефрема Архимандрита и глава брата его, св. Георгия, убиенного вместе с князем Борисом; тут же почивают под спудом мощи Преподобного Аркадия, келейника и ученика св. Ефрема. 2) Введения Божией Матери, с трапезою; построена в 1673 году Патриархом Всероссийским Иосифом. 3) Воздвижения Честного Креста, с приделами Иоанна Богослова и Николая Чудотворца; существует с 1684 года.

УСПЕНСКИЙ, муж., 3 класса, в уездном городе Старице; находится под управлением архимандрита. Основан в начале XVI века. Здесь две церкви: 1) Соб. Успения Богородицы; 2) Живоначальной Троицы, при которой больница, построенная вместе с церковью в 1819 году на иждивение Г. Тутолмина.

В сию обитель сослан был Лжедимитрием в заточение Патриарх Всероссийский Иов; тело его, по кончине 1607, перенесено отсюда в Москву. В XVII веке, в числе архимандритов сего монастыря был св. Дионисий, известный участием в великом деле освобождения отечества от поляков, с кн. Пожарским и Мининым.

НИКОЛАЕВСКИЙ-АНТОНИЕВ, муж., 3 класса, в Бежецком уезде, близ заштатного города Красного Холма, в 30 верстах от Бежецка; состоит под управлением архимандрита, и до 1836 года находился во 2 классе. Он основан в 1461 году преподобным Антонием, которого и мощи здесь почивают под спудом.

В этой обители 5 церквей: 1) Соб. Николая Чудотворца; построена сначала деревянная Преподобным Антонием, а потом на вждивение боярина Нелединского, бывшего владельцем сего места, сооружена в 1481 году, им же св. Антонием, вся из белого камня, которая и ныне существует. 2) Покрова Богородицы, теплая. 3) Вознесения Господня. 4) Иоанна Предтечи. 5) Преподобного Антония. Обитель эта впоследствии увеличена и украшена вкладами Нелединских и других бояр и князей.

СЕЛИЖАРОВ, или СЕЛИАДЖАРОВ-ТРОИЦКИЙ, муж., 3 класса, в Осташковском уезде, при впадении речки Селижаровки в Волгу; находится под управлением игумена. О времени основания его сведений нет. Здесь соборная церковь Живоначальной Троицы. В XVI веке был в сей обители, в числе игуменов, св. Гурий, хиротонисанный потом в архиепископа в Казань.

МАЛИЦКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж., заштатный, в 7 верстах от Твери, на берегу речки Малицы. Основан в 1676 году Стольником Григорием Овцыным, и состоял прежде из деревянных строений; а в 1753 году, иждивением графа Петра Ивановича Шувалова, воздвигнуты в нем все храмы и прочие здания с оградою, на пространстве 216 саж., каменные.

Здесь четыре церкви: 1) Соб. Нерукотворенного Спасова образа; построена первоначально деревянная в 1676, а каменная начата 1753 и кончена 1758, с приделом Николая Чудотворца. 2) Покрова Богородицы, теплая. 3) Петра Афонского. 4) Св. мученик Тимофея и Мавры. – Ризница монастыря этого довольно богатая.

ОРШИН, муж., заштатный, в 20 верстах от Твери. Подробностей о этой обители неизвестно; также нет сведений, когда она основана; впрочем, в начале XVII века она уже существовала и находилась тогда под управлением архимандрита.

КЛАБУКОВ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж., заштатный, в уездном городе Кашине. Основан в начале XV века. В нем три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделом Николая Чудотворца. 2) Макария Калязинского, теплая. 3) Покрова Богородицы, над св. вратами.

В этой обители в XV веке принял иночество Преподобный Макарий Калязинский.

ДМИТРИЕВСКИЙ, муж., заштатный, в уездном городе Кашине, на берегу реки Кашинки. По мнению некоторых, обитель эта основана в XV веке, Преподобным Макарием Калязинским. Здесь соборная церковь Живоначальной Троицы, с тремя приделами, существующая с 1682 года.

ЖИТЕЙНЫЙ, муж., заштатный, близ уездного города Осташкова, на острове озера Селигера, который называется Житейным от житниц, бывших здесь в древности при существовавшем некогда городке Кличене. Обитель эта основана в 1716 году. В ней соб. церковь Смоленской Богородицы, в которой находится чудотворный ее образ, в богатом окладе с жемчугом; икона эта стояла в начале XVII века на деревянной стене города Осташкова, которая в 1724 году сгорела, и тогда икона перенесена сюда. В 28 день июля ежегодно совершается из Осташкова в Житейный монастырь крестный ход.

СТОЛПЕНСКАЯ-НИКОЛАЕВСКАЯ, пуст. муж. в Вышневолоцком уезде, в 45 верстах от Твери, на берегу реки Тверцы. О времени основания ее, известий нет. Здесь соб. церковь Покрова Богородицы, с приделом Николая Чудотворца.

ДОБРЫНСКАЯ-НИКОЛАЕВСКАЯ, пуст. муж., в Бежецком уезде, на берегу реки Мологи. Существует с 1696 года. Здесь соб. церковь Николая Чудотворца.

ТЕРЕБИНСКАЯ-НИКОЛАЕВСКАЯ, пуст. муж., в Весьегонском уезде, при пустоши, именуемой издревле Теребенкою, на берегу реки Мологи. О времени основания ее, сведений нет; в 1827 году она возобновлена по усердию архимандрита Серафима. В здешней соборной церкви, Николая Чудотворца, находится явленная икона Пресвятой Богородицы, известная под именем Теребинской; празднество ей совершается 14 мая.

НИЛОВА, пуст. муж., в 7 верстах от уездного города Осташкова, на острове озера Селигера, называемом издревле Столобным; находится под управлением архимандрита. Основана в конце XVI века. – Здесь, в безлюдном месте, среди дремучего леса, водворился в 1528 году Преподобный Нил, ископал в горе пещеру, устроил в ней келью и часовню, и прожил тут в совершенном уединении 27 лет. По кончине Преподобного (7 декабря 1555), несколько отшельников, желавших подражать пустынножительству Нила, пришли в запустелую его келью и поселились около ее; из них некто игумен Антоний и иеромонах Герман поставили над могилою Преподобного молитвенную храмину. В 1594 году этот же Герман и вновь вступивший в их братство странник, холмогорец Борис, построили здесь деревянную церковь Богоявления Господня. Это было началом пустыни, прозванной по имени первоводворившегося пустынника, Ниловою, и в последствии времени распространенной и украшенной от усердия почитателей памяти Преподобного.

Ныне эта пустынь состоит из огромных каменных, великолепной архитектуры, зданий. Здесь семь церквей: 1) Соб., Богоявления Господня, существующая на месте деревянной, построенной Германом и Борисом; храм сей сооружен в 1667 году, по соизволению царя Алексия Михайловича и по желанию Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, жившего здесь на покое; сей Святитель, приняв схиму, скончался и погребен здесь, оставя по себе память Богоугодного мужа; портрет его хранится в ризнице. 2) Соборная ж, теплая, Благовещения Богородицы, рядом с Богоявленскою. Между сими церквами, в арке почивают открыто, в богатой серебряной позолоченной раке, мощи Преподобного Нила, обретенные при копании рвов для новой Богоявленской церкви, 17 мая 1667; у мощей находится явленная икона Пресвятой Богородицы, носящая название Селигерской, которая принесена сюда, на остров, Преподобным Нилом в 1528 году; празднество ей совершается 7 декабря. 3) Больничная, Всех Святых. 4) Преподобного Нила Столобенского, над вратами. 5) Апостолов Петра и Павла, над другими вратами. 6) Вне монастыря, в роще, двухэтажная, в которой престолы: вверху Рождества Иоанна Предтечи, а внизу Покрова Богородицы. Близ этой церкви находится та самая пещера и келья, в которых пребывал св. Нил. 7) Тоже вне монастыря, Воздвижения Честного Креста.

В память обретения мощей Препод. Нила, 27 мая, установлен, в 1756, Вениамином, епископом Тверским, крестный ход из города Осташкова сюда, в пустынь; при чем мощи Преподобного обносятся вокруг всего монастыря.

В здешней ризнице есть много драгоценностей. Между ими особенно замечательны: схима Препод. Нила, в которой он был погребен; икона Владимирской Божией Матери, келейная сего святого; образ Преподоб. Нила, написанный вскоре по основании обители, сребропозлащенные. Потир и дискос, с принадлежностями, украшенные драгоценными камнями, весом около пуда, и потому редко употребляемые, и проч.

* * *

СРЕТЕНСКИЙ, женский, 2 класса, в уездном городе Кашине. О времени основания этой обители, сведений нет; а известно, впрочем, что она в XIV веке уже существовала. Здесь соб. церковь Сретения Господня, с четырьмя приделами, существующая с 1692 года.

В XIV веке здесь жила и приняла схиму св. княгиня Анна Димитриевна, супруга св. в. к. Михаила III Тверского.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ, женский 2 класса, в уездном городе Торжке. Когда основан, неизвестно. В нем церковь Воскресения Христова, с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм этот построен в 1682 году.

ЗНАМЕНСКИЙ, женский, 2 класса, в уездном городе Осташкове, на берегу озера Селигера. Основан при царе Алексие Михайловиче, в 1673 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Вознесения Господня, с приделами: Знамения Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи, построена вместо бывшей деревянной, в 1734 году. 2) Тихвмнской Божией Матери, существующая с 1784 года; в ней находится чудотворный образ Богородицы сего явления, украшенный богатейшею ризою, с жемчугом, изумрудами, яхонтами и бриллиантами.

Большая часть нынешних зданий этого монастыря, также и каменная ограда, построены коллежским ассессором Львом Собакиным.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Твери. О времени основания его, сведений нет. В нем две каменные церкви: 1) Соб. двуэтажная, вместо старой, существовавшей с 1774, великолепно вновь выстроенная в 1812, и освященная в 1820 году; на сооружение ее пожалована значительная сумма от императора Александра I и Августейшей фамилии. В сем храме престолы: вверху Тихвинской Божией Матери, где находится и чудотворная ее икона, а внизу Рождества Христова, с приделом Алексия Человека Божия. 2) Нерукотворенного Спасова образа, над вратами.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

СРЕТЕНСКИЙ, муж., существовавший в глубокой древности в Твери, которого следы уже исчезли; нет сведений, когда он был основан и уничтожен. Между игуменами, некогда управлявшими сею обителью, известен Савва, как муж благочестивый.

АФАНАСЬЕВСКИЙ, муж., бывший некогда в Твери. О времени основания и уничтожения этого монастыря, находившегося близ Спаского кафедрального собора, никаких сведений нет; известно только, что он в XIV веке существовал; здесь в 1399 году принял иночество, с именем Матфия, не задолго до своей кончины, князь Михаил Александрович Микулинский, сын в. к. Александра II, Тверского; обряд пострижения совершал Епископ св. Арсений. В это время Афанасьевская обитель носила название Лавры.

СОФИЙСКИЙ, женский, существовавший некогда в Твери, о котором известно только, что в нем, в начале XIV века, приняла иночество св. Анна, супруга св. в. к. Михаила III Тверского; о времени основания и уничтожения его, сведений нет.

ВЫДОГОЖСКИЙ, муж., в Тверском уезде, о котором никаких подробных сведений нет, кроме того, что он в 1697 году был приписным к Московскому Донскому монастырю.

ШЕРЕНСКИЙ, муж., в Кашинском уезде, на берегу реки Медведицы, близ Шеренского леса, в котором убит татарами, в 1238 году, св. Василий (Василько) Константинович, князь Ростовский. Эта обитель давно уже не существует; о времени основания ее неизвестно.

РЯБОВ, пуст. муж., в 40 верстах от уездного города Кашина. Основана была в ХV веке Преподобным Вассианом Углицким; а упразднена в 1764 году, и церковь Живоначальной Троицы, существующая доныне, обращена в приходскую.

ЛУЦКИЙ, муж., бывший в древности в Тверской или Кашинской округе, при озере, которое называлось Лукое, или Луское. О времени основания его, также и о других подробностях, никаких сведений нет; впрочем известно, что в 1613 году обитель эта еще существовала и управляема была тогда архимандритом.

НИКОЛЫ ЛАПОТНИКА, муж., существовавший некогда от Твери в 30, а от Микулинского городища (нынешнего села, а прежде, как известно, особого удела Микулинских князей) в 18 верстах, на возвышенном берегу реки Десны, которая по межевым книгам старинного времени, называется скорбью. О времени основания обители ничего утвердительного неизвестно; но, судя по могильным памятникам, открываемым на монастырском кладбище, и по надписям на них, в половину объясненным, можно отнести обитель эту к древнейшим в здешнем крае. Есть предание, что она уничтожилась в Ляхолетье т. е. в начале XVII века, быть может, в следствие частых нападений врагов на эти места, чрез которые пролегают дороги Смоленская и Волоколамская. Рассыпанные по окрестности курганы, где находят кости погребенных, оружие, посуду и странной формы монеты, дают повод к догадке, что тут в прежнее время сходились рати Московская, Тверская, Литовская и Татарская.

CABBATИEBA, пуст. муж., бывшая в окрестности Твери. Неизвестно, как долго продолжалось ее существование. В конце XV века близ сей обители жил некоторое время в уединении Преподобный Корнилий Комельский. – В числе древних игуменов здешних известен некто Савватий, которого память чтится, как инока благочестивого; может статься, он был и основателем этой пустыни, вероятно, названной по его имени.

НОВОСОЛОВЕЦКАЯ, пуст. муж., в Осташковском уезде. О времени основания и уничтожения этой обители, сведений нет.

ПОКРОВСКАЯ, или иначе называемая БОЖИЕ ДЕЛО, пуст. муж., в 40 верстах от Ниловой пустыни, к которой она и была приписана. Здесь церковь Покрова Богородицы. О времени основания этой пустыни неизвестно; уничтожена же она в 1764 году.

МОГИЛЕВСКАЯ, пуст. муж., в Торжковском уезде, на берегу речки Могилевки. Она была основана в 1634, а уничтожена в 1764 году. Подробных сведений о сей обители никаких нет.

РЖЕВСКИЙ, муж., на реке Черемхе, о котором известно одно только то, что в нем жил некоторое время Преподобный Нил Столобенский, в XVI веке.

НИКОЛАЕВСКАЯ-КРАСНОГОРСКАЯ пуст. муж., в Старицком уезде, на урочище, известном издревле под названием Красных Гор. Нет сведения, когда была основана эта обитель, а упразднена она в 1764 году.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ, женский, в уездном городе Старице. О времени основания и уничтожения его, неизвестно. В конце XVI века был здесь, до принятия иночества, белым священником св. Дионисий (что после архимандрит Троицкой-Сергиевой Лавры).

ДУБЕНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж., бывший в древности близ граинцы Московской губернии, на реке Дубне (на острове Дубенке). Эта обитель основана была в 1379 году, учеником св. Сергия Радонежского, Препод. Саввою (в последствии Звенигородским), по усердию и обету в. к. Димитрия Донского, который пред битвою с Мамаем, обещался посвятить храм имени Богоматери, в честь Ее Успения. По сооружении обители, великий князь нарек ее Присным и Обетным монастырем. Священноинок Троицкого Сергиева мон., Леонтий, был первым здешним игуменом. Неизвестно, когда монастырь этот уничтожен.

В конце XV века принял здесь иночество св. Серапион, бывший потом архиепископом Новгородским.

ВВЕДЕНСКИЙ, муж., бывший некогда в уездном городе Бежецке, с двумя церквами, из коих одна каменная, а другая деревянная. О времени основания его сведений нет; уничтожен же он, кажется, в 1764 году. Между древними настоятелями сей обители, известен иеромонах Нектарий, как инок благочестивый; он схоронен здесь.

НИКОЛАЕВСКИЙ, над РУЧЬЕМ, муж., о котором известно только то, что в 1387 году удалился сюда на покой епископ Тверской, Евфимий (Вислень). О времени основания и уничтожения обители, сведений нет.

* * *

ЦЕРКВИ:

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, кафедральный собор в губернском городе Твери, по которому в древности самая Тверь и все Тверское Княжение именовались в актах и грамотах Домом св. Спаса. В XIII веке на сем месте была церковь Козьмы и Дамьяна, вместо которой супруга в. к. Ярослава III, княгиня Ксения Юрьевна, оставшись во вдовстве, построила каменную церковь во имя Спаса Преображения; она заложена была в присутствии княгини и малолетнего ее сына (что после в. к.) св. Михаила, епископом Симеоном, в 1285, совершенно чрез 5 лет, и освящена 8 ноября 1290 епископом Андреем; потом в 1292 году росписана. В таком положении существовала она без перестройки 109 лет. В 1399 году внук Михаила III, кн. Михаил Александрович Тверский и Микулинский воздвигнул новый храм Преображения, с позлащенным верхом. В начале XVII века собор сей возобновлен зодчим Иоанном, на пожалованную от царя Михаила Феодоровича сумму – и при сем случае Тверским архиепископом Евфимием, по указанию престарелого священника Феодора обретено нетлениое тело св. в. к. Михаила, погребенное здесь в 1320 году, и перенесено в существовавший тогда придел Архангела Михаила, который в XVIII в. упразднен и обращен в ризницу. Мощи эти ныне почивают в приделе Введения Богородицы, под изваянною сению, в обложенной, 1747, епископом Митрофаном, серебром, раке. Существующий теперь Преображенский собор сооружен вместо древнего, ветхого, в 1682 году, Тверским епископом Сергием, на собственное его иждивение.

В соборе погребены: 1) отец св. Михаила, в. к. Ярослав III; 2) супруга его, первоначальная храмоздательница, княгиня Ксения Юрьевна; 3) сын св. Михаила, в. к. Александр II; 4) сын Александра II, князь Феодор; 5) другой его сын, храмоздатель, князь Михаил Александрович Микулинский; 6) внук Александра II, князь Иоанн Всеволодович Холмский; 7) Княгиня Евдокия, супруга Михаила Микулинского; 8) ее невестка, княжна литовская, Мария, в иноч. Марфа, первая супруга кн. Иоанна Михаиловича Тверского; 9) невестка ж ее, княгиня Евдокия Димитриевна, вторая супруга кн. Иоанна; 10) сын Михаила Микулинского, князь Борис; 11) Княгиня Анастасия, супруга Василия Михаиловича Кашинского, и 12) Митрополит Киевский Иоасаф (Кроковский), скончавшийся здесь на пути в С.-Петербург.

СВ. ФЕОДОРА, церковь, в Твери, сооружена каменная и богато была украшена Цареградским игуменом Иоанном, в 1323 году.

ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, приходская церковь, в уездном городе Ржеве. В ней находится, явившаяся в 1539 году, чудотворная икона Божией Матери, известная под названием Оковицкая, празднество коей совершается 8 июля. Вероятно, церковь эта с тех пор и существует.

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, собор, в уездном городе Кашине. С которого времени он существует, неизвестно. Тут почивают мощи св. княгини Анны, супруги св. в. к. Михаила III, перенесенные сюда при царе Алексие Михайловиче, митрополитом Ростовским Варлаамом, из ветхой Успенской церкви, где они с 1338 года находились. Здесь же погребен князь Василий Михайлович Кашинский, внук в. к. Александра II.

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, собор, в уездном городе Торжке; построен в 1364 году Новгородскими торговыми людьми и освящен архиепископом Алексием. – Здесь с XIV века почивают под спудом мощи праведной Княгини Иулиании Вяземской, и погребен убиенный супруг ее, князь Симеон Андреевич Вяземский.

РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, приходская церковь в селе Городне, на первой станции от Твери к Москве, на берегу Волги, в 28 верстах от Твери. Церковь эта есть одна из весьма древних в России; под сводами ее, в нижнем ярусе по стенам, уцелела еще старинная Корсунская, или Византийская живопись. – На сем месте был некогда Вертязин городок, составлявший особое удельное княжение.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle