сост. Александр Ратшин

Источник

Тамбовской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

ТРЕГУЛЯЕВ-ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, муж., 3 класса, в 8 вертах от Тамбова, на берегу речки Трегуляйки, впадающей в Цну; состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1688 году первым Тамбовским епископом Питиримом, и был прежде заштатным, а в 3 класс возведен в 1811 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Иоанна Предтечи, 2) теплая, Введения во храм Богородицы. В этой обители находится дом Тамбовских архиереев, для летнего пребывания.

ТРОИЦКИЙ, муж., 3 класса, близ уездного города Козлова, на берегу реки Лесного Воронежа; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Тамбовской семинарии. Основан в 1627 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, 2) Николая Чудотворца.

При этой обители бывают ежегодно ярмарки: в день Пятидесятницы и 15 августа.

ЧЕРНЕЕВ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж., 3 класса, в 20 верстах от уездного города Шацка, на левом берегу реки Цны, близ так называемого Черного леса; состоит под управлением архимандрита. Основан в 1584 году. В нем соб. церковь Николая Чудотворца существует с 1663 года.

При обители бывает ежегодно в день св. Николая Чудотворца, 9 мая ярмарка.

ЕЛЕЦКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж., общежительный, в уездном городе Лебедяни; находится под управлением игумена. Основан в 1621 году. По уничтожении, 1775, Троицкого Елецкого монастыря, бывшего Орловской губернии в уездном городе Ельце, штат оного переведен сюда и этой обители велено именоваться Елецким-Троицким монастырем, который и был положен тогда в 3 классе, а в 1811 году оставлен заштатным, с учреждением общежития. Здесь две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы; 2) Успения Божией Матери, теплая. На колокольне находится колокол, вылитый в 1698 году и замечательный тем, что при сооружении его был вкладчиком император Петр Великий, со всеми своими любимцами.

При сем монастыре бывают ежегодно две ярмарки: Троицкая и Покровская.

САРОВСКАЯ пуст. муж., в 30 верстах от уездного города Темникова, между речек Сатиса и Сарова, на горе; находится под управлением игумена.

В конце XIV века здесь был татарский городок Сараклыч, находившийся во владении Мурзы Бехана; вместе с упадком монгольского владычества, городок этот разорен русскими до основания и место его, оставшись вовсе необитаемым, получило название Старого городища, где и поныне видны кое-где остатки рвов и валов, а местами даже и развалины бывших строений. В последствии времени, и именно в конце XVII века, земли эти принадлежали к владению Кадомского помещика, князя Данилы Ивановича Кугушева. На этой уединенной горе, среди дремучего леса, поросшего в триста лет на месте Беханова жилища, поселялись в разное время три отшельника: сперва монах Феодор, потом Герасим, за ним Иларион; наконец водворился здесь Арзамасский уроженец, иеросхимонах Иоанн, к которому, после нескольких лет пустынной его жизни, присоединились подобные же труженики и тогда Иоанн испросил от владельца, кн. Кугушева, потребное число земли, выкопал пещеры (которые и ныне существуют); а в 1699 г. построил небольшие кельи и начал сооружать храмы Божии, из коих первый есть во имя Живоносного Источника. Прочное основание обители положено по утверждению Общежительного Устава Блюстителем Патриаршего Престола, Преосвященным, Стефаном Яворским, в 1711 году.

С 1705 года, начаты строителем Иоанном и каменные церкви, число коих увеличено последующими по нем настоятелями также постепенно монастырь украшен многими зданиями и огражден каменными зданиями с башнями.

Ныне здесь находится восемь церквей: 1) Соб. Успения Богородицы заложена каменная, в 1770, шестым Саровским Строителем Ефремом, а окончена и великолепно украшена в 1778 году и освящена Иеронимом, епископом Владимирским и Муромским; при ней два придела: Архистратига Михаила и Антония и Феодосия Печерских. В сем храме находится весьма древнего письма местная икона Божией Матери, пожалованная сюда в 1717 году царевною Марией Алексеевной, сестрой Петра Великого; в последствии икона сия украшена богатою ризою с жемчугом и драгоценными каменьями. Близ этого же храма погребен уважаемый по богоугодной жизни пустынник, схимонах Марко. – 2) Теплая, Живоносного Источника, построена в 1705 году первая каменная по основании монастыря. 3) Преображения Господня, существует также со времен Строителя Иоанна. 4) Больничная, Зосимы и Савватия Соловецких. 5) Николая Чудотворца, над св. вратами. 6) Иоанна Крестителя, с приделом Иакова Алфеова и Кирилла Иерусалимского; начата строением в 1821 году по усердию астраханского дворянина Кирилла Федоровича Федорова, и освящена 1827 июня 24, Афонасием, епископом Тамбовским и Шацким, при Игумене Нифонте. 7) Всех чудотворцев Киево-Печерских, находится вне монастыря, в пещерах, и имеет иконостас железный. 8) Иоанна Крестителя, тоже вне монастыря.

Саровская пустынь славится безвозмездным гостеприимством стекающихся отвсюду богомольцев, которых иногда бывает здесь до 4000 в одно время, и все не только насыщаются от трапезы монастырской, но даже, по желанию их, снабжаются хлебом и на возвратный путь.

Иеромонах этой пустыни Мелетий известен путешествием своим к св местам, в Палестину; а память иеромонаха Серафима, пустынника и затворника здешнего, уважается за благочестивую его жизнь.

САНАКСАРСКАЯ, или СЕНОКСАРСКАЯ, пуст. муж. в 3 верстах от уездного города Темникова. Основана в 1659 году Темниковским писцом Лукою Евсюковым; а в совершенство приведена, с постройкою новых зданий, по усердию и на иждивение дворянина Игнатия Ушакова, в царствование Екатерины II. Здесь три церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы; 2) больничная, Владимирской Божией Матери; 3) Преображения Господня, над св. вратами.

Обитель эта замечательна по живописному своему местоположению, красоте зданий и строгой жизни монашествующих; а внутренним украшением, драгоценностью церковной утвари, и ризницы не уступит первейшим монастырям в России. Добродушное принятие всех посетителей и призрение бедных, привлекают в эту пустынь во всякое время множество разного звания богомольцев не только из окрестностей, но и из дальних стран.

В сей обители, погребен родной внук храмоздателя, искусный и храбрый воин, адмирал Федор Федорович Ушаков.

ВЫШЕНСКАЯ-УСПЕНСКАЯ, пуст. муж., в 65 верстах от уездного города Спаска, на реке Выше. О времени основания сей обители сведений нет. Здесь соборная церковь Успения Богородицы, древней архитектуры.

* * *

ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Тамбове, на берегу речки Студенца. Основан в 1690 году. Здесь соборная церковь Вознесения Господня.

УСПЕНСКИЙ, женский заштатный, в 5 верстах от уездного города Усмани, при селе Новоуглянске. О времени основания сей обители неизвестно. В 1764, она была упразднена; а по соизволению императора Павла I, в 1799 году восстановлена в следствие просьбы Усманской помещицы Надежды Федоровой, которая на собственное свое иждивение построила нынешнюю соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, и для ежегодного содержания монастыря внесла на вечное время в банк 40000 руб.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ:

КРАСНОГОРСКАЯ-РОМАНОВСКАЯ, пуст. муж., в Липецком уезде, в бывшем городе Романове, обращенном ныне в село, на правом берегу реки Воронежа. Обитель эта была основана в конце XVI века Боярином Феодором Никитичем Романовым (что после Патриарх Филарет); а когда уничтожена неизвестно. Теперь находится здесь кладбище и следы погребов и выходов монастырских.

* * *

ЦЕРКОВЬ:

АРXIДИАКОНА СТЕФАНА, называемая Уткинскою, в губернском городе Тамбове. В ней находится явленная икона Пресвятой Богородицы, известная под именем Тамбовской; празднество образу совершается 16 апреля.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle