сост. Александр Ратшин

Источник

Киевской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА, знаменитейший и древнейший в России мужеский мон. в губернском городе Киеве; состоит под управлением митрополита Киевского, который имеет здесь титул Священноархимандрита Лавры. Название Печерской получила эта обитель по двум пещерам, в горе изрытым; первая из них простирается на 91 саж. и именуется ближнею, или Антониевою, а вторая, на 201 саж., дальнею, или Феодосиевою – Еще в начале XI века место это было необитаемо и покрыто густым лесом; во время княжения Ярослава I Владимировича, Пресвитер церкви Петра и Павла, что на Берестове, Иларион (который был после пятым митрополитом Киевским) поселился здесь, ища уединения, и выкопал небольшую, в две сажени, пещерку. Это было началом нынешней дальней пещеры. – Преподобный Антоний, постриженный в иночество на Афонской горе, возвратясь оттуда в Киев, водворился в оставшейся после Илариона пещерке, сперва один; а потом, когда слава о святости его жизни распространилась, несколько ищущих спасения отшельников пожелали разделить с ним уединение; число братии было с самого начала только 12, и между ими находился св. Варлаам. Они мало по малу увеличивали пещеру, сделали особые кельи или затворы под землю, и наконец между ими устроили подземную церковь. Но Преподобный Антоний, проведя здесь 35 лет, для бо̒льшего уединения, отошел в 1052 году, на другой холм и там ископал другую пещеру, ныне ближнею именуемую, где и жил до своей кончины; а в первоначальной обители поставил вместо себя Игуменом Препод. Варлаама. Великий Князь Изяслав I, уважавший св. Антония и часто беседовавший с ним в его уединении, отдал ему всю гору над пещерами, и когда в прежней пещере умножилось число иноков, то сооружена, по благословению Антония, св. Варлаамом над пещерою сперва (1058) малая деревянная, а потом (1062) большая, также деревянная, церковь Успения Богородицы, с кельями и оградою, уже поверх земли – и тем самым положено начало наружным зданиям знаменитой Киево-Печерской обители. Св. Феодосий, по кончине Варлаама, заступивший его место, учредил чин общежительства, также чтения и пения церковного по уставу Цареградского Студийского монастыря, что и до днесь соблюдается, и устав этот сделался потом общим для всех монастырей русских. В 1073 году, Препод. Антоний и Феодосий предприняли, по умножившемуся числу братии, распространить обитель Печерскую, а вместо деревянного храма воздвигнуть каменный: к ним пришли, по чудесному велению Божией Матери, из Греции 12 каменоздателей (которых мощи теперь почивают в ближней пещере), и после многих совершившихся чудес, заложен был большой собор во имя Успения Богородицы, при митрополите Киевском Георгии. В. К. Святослав II, для распространения монастыря, даровал землю, а на сооружение храма пожертвовал 100 гривен, или 50 ф. золота, и при закладке церкви первый начал копать для нее ров. Знаменитый варяг Симон, Вельможа Всеволодов, подарил Антонию на украшение алтаря златую цепь в 50 гривен и драгоценный венец, доставшийся ему от отца, князя Варяжского. Но Антоний и Феодосий не дожили до окончания строения. Храм совершен уже в 1077 году, при игумене св. Стефане; а при преемнике его, св. Никоне, иконостасною работою отделан и великолепно украшен так, что даже крест на средней главе был сделан из чистого золота, и освящен 14 августа в 1089 году митрополитом Иоанном. – В 1096 году, при нашествии на Киев половецкого хана Боняка, церковь эта сожжена и разграблена; по миновании опасности, она возобновлена, а в 1104 украшена благолепно и стенным писанием чрез призванных из Греции художников. Чрез 136 лет после того, (1240), во время нападения Батыя, Печерская обитель подверглась совершенному разорению: деревянные церкви и строения превращены в пепел, верх соборного храма сломан по самые окна, иноки побиты, или рассеяны – и хотя монастырь и храм были впоследствии неоднократно возобновляемы; но на каждый раз не надолго; ибо при повторявшихся набегах татар, из коих важнейшее было в 1416 году от хана Эдигея, они терпели ту же участь, так, что целые два столетия, протекшие после Батыева нашествия, видели здесь только запустение. В 1470 году князь Киевский и Слуцкий, Симеон Александрович возобновил и украсил Успенскую церковь, хотя не в первобытном виде; но и это украшение не уцелело: в 1480 году крымский хан Менгли-Гирей сжег Печерскую церковь; самая же обитель и не могла быть приведена в прежнее положение по причине беспрерывных внутренних войн и других политических обстоятельств, до самого того времени, когда Киев и Малороссия совершенно освободились от чуждых властей – и тогда началась новая жизнь для знаменитой Лавры, занимающей теперь одно из первых мест в числе русских обителей. Но и в эти смутные времена Печерская Лавра оказала незабвенные услуги церкви и отечеству: там сохранилась религия во всей чистоте своей непоколебимо, среди ухищрений западной церкви и бурь военных; а вместе с тем она была средоточием и просвещения: ибо учрежденная в Лавре в 1531 году гетманом Великого Княжества Литовского, князем Константином Ивановичем Острожским, и возобновленная в начале XVII века архимандритом Елисеем Плетенецким Типография, распространяла священное писание. – В 1718 году случившийся пожар обратил в пепел как внутренность соборного храма, так и все здания монастырские; библиотеку с книгами и древними рукописями и типографию. Архимандрит Иоанникий, попечительный и ревностный настоятель Лавры, вскоре возобновил обитель, с помощью пожалованной императором Петром I суммы, и Успенский собор освящен архиепископом Киевским Варлаамом, в 1729 году. С тех пор Лавра, обогащаемая государями и вельможами русскими, находится и до ныне в цветущем состоянии. Из вкладчиков того времени значительнейшие: гетманы – Самойлович, Мазепа, Скоропадский, Полуботок, Апостол, Разумовский; князья – Голицыны, Меншиковы, Гагарины; графы – Шереметевы, Румянцевы, Воронцовы; барон Строганов и друг.– До учреждения штатов принадлежало Лавре множество населенных имений, в коих считалось более 28 т. душ крестьян. – Лаврская ризница, вмещающая в себе много драгоценностей, сохраняет, между прочим, облачения, вынизанные жемчугом, бриллиантами и другими камнями – дар императрицы Елисаветы Петровны; также облачения с жемчугом и драгоценными камнями, гетмана Ивана Самойловича, барона Григорья Николаевича Строгонова и графа Петра Александровича Румянцова-Задунайского; богатую алмазную панагию, с портретом императрицы Екатерины I; золотые сосуды, украшенные разными драгоценными камнями, князя Матвея Петровича Гагарина; фельдмаршальский жезл и лавровую ветвь Румянцова-Задунайского пожертвованные сюда сыном его, канцлером, и многие другие утвари и вещи.

Название Лавры, вместе с ставропигиею, монастырь этот получил еще в 1150 году, старанием св. князя Андрея Юрьевича Боголюбского; и в то же время игумен Акиндин возведен в сан архимандрита; а с 1786 года киевские митрополиты стали именоваться священноархимандритами Лавры.

Монастырь окружен высокой каменной оградой, или крепостью, простирающеюся на 550 саж., сделанною по повелению Петра Великого и им самим заложенною 1706 года, августа 15. – Величественная соборная церковь и четырехъярусная колокольня, прекраснейшей архитектуры, стоящие на высокой горе, видны, вместе с другими храмами и зданиями, весьма издалека; а особливо со стороны Днепра. Колокольня эта, имеющая вышины 43 1/2 саж., построена между 1731–1745 годами, известным тогда архитектором Иваном Шейденом.

Ныне в Печерской Лавре 17 церквей: 1) Соб. Успения Богородицы, двухэтажная, великолепно украшенная; при верхнем храме приделы: Андрея Первозванного, Антония Печерского, Преображения Господня, и Феодосия Печерского; в нижнем ярусе престолы: Архистратига Михаила, Иоанна Богослова, Трех Вселенских Святителей, Архидиакона Стефана, устроенный князьями Борецкими, и Иоанна Предтечи. – В главной Успенской церкви, над Царскими вратами, находится в богато-украшенном окладе, первая в России по древности икона Успения Богородицы, принесенная сюда, как утверждают, из Царьграда святыми каменоздателями, в 1073 году; празднество ей совершается 3 мая; тут же есть явленный образ Божией Матери, именуемый Байбузским, перенесенный сюда с места явления, из села Байбуз, Чигиринского уезда; празднество этой иконе, установленное в 1832 году, совершается 26 декабря. В алтаре престол и жертвенник обложены в 1755 г. сребропозлащенными досками, в коих весу более 13 пудов; царские врата также серебряные, устроенные в 1713 году графом Борисом Петровичем Шереметевым и в 1749 переделанные, с прибавкой серебра, сыном его графом Сергием Борисовичем. Богатое серебряное паникадило, среди церкви, весящее до 8 пуд., сооружено по усердию императрицы Екатерины II; другое большое же серебряное паникадило пожертвовал Атаман Донских войск, Данило Ефремович Ефремов. – В Успенском храме почивают мощи: Феодосия, игумена Печерского, в сребропозлащенной раке, устроенной в 1130 году тысященачальником, кн. Георгием; Михаила, первого митрополита Киевского, перенесенные сюда из ближней пещеры 1 октября 1730 года, и глава св. Равноапостольного В. К. Владимира, обретенная, в 1636, Петром Могилою в Десятинной церкви; пред ковчегом вмещающим эту св. главу, повещена золотая лампада, более 6 фунт. весом, с кистью, украшенною бриллиантами и жемчугом – устроенная в 1783 году императрицею Екатериною II. Сверх того, здесь, в приделе архидиакона Стефана, находится указательный перст этого первомученика, принесенный в Лавру в 1717 году из Молдавского монастыря, именуемого Ниамец, архиепископом Романским Пахомием. В приделе Иоанна Богослова над жертвенником, есть икона Божией Матери, одна из самодревнейших, писанных на дереве; она была прежде в Киево-Феодоровском монастыре, и там, в 1147 году, св. В. К. Игорь II Олегович молился пред нею, незадолго до убиения (о сем случае упомянуто в надписи на иконе, составленной в XV или XVI веке). – На главном престоле Успенского собора находится драгоценная дарохранительница, сделанная в виде павильона, на 12 агатовых столпах, присланная в дар Лавре государем императором Николаем Павловичем и императрицей Александрой Федоровной, 5 января 1830 года. – В верхнем этаже собора, в особом отделении, помещается Лаврская библиотека. – 2) Апостолов Петра и Павла, трапезная, построена в 1108 году князем Глебом Всеславичем Минским, и возобновлена в 1694 году. – 3) Живоначальной Троицы, над св. вратами, построена в 1106 году св. князем Николою Святошею Черниговским; тут был в древности особый больничный монастырь, устроенный им же Николою Святошею; обитель эта имела некогда отдельные вотчины, доходы и своего игумена, который был в подчинении Печерского настоятеля; о времени уничтожения оной сведений нет. – 4) Николая Чудотворца, больничная. – 5) Всех святых, на других вратах, построена Гетманом Мазепою. – 6) Воздвижения Креста, за оградою, при ближней пещере, с особою колокольнею, построена полковником Полтавского полка Герцыком и освящена 13 сентября 1700 года митрополитом Киевским Варлаамом. Здесь находится чудотворная икона Казанской Божией Матери. В сем храме царские врата сребропозлащенные, весящие более 2 пуд, устроены 1784; а престол и жертвенник одеты, 1786, позлащенными бронзовыми досками. Из этой церкви сделан ход в пещеру. – 7) Рождества Богородицы, с особою колокольнею, при дальней пещере; она была первоначально построена деревянная св. игуменом Стефаном, в XI веке; и при ней тогда ж был основан особый муж. монастырь (см. Богородицкий, что на Клове). Нынешняя церковь, после многих разорений от неприятелей построена каменная в 1696 году, иждивением Киевского полковника Степана Мокиевского, и возобновлена в 1767; в ней серебряные царские врата, весящие 2 пуда, устроены в 1767. – 8) Зачатия св. Анны, при дальней же пещере, построена, вместо древней обветшавшей, в 1679 году, Киевским жителем Александром Новицким и возобновлена в 1763. На этом месте существовала первая деревянная церковь Успения Богородицы, построенная св. Феодосием. – Сверх того внутри самых пещер есть несколько подземных храмов, а именно: в ближней пещере: 9) Антония Печерского; в этой церкви почивают мощи: игумена Антония, Прохора Лебедчика, Иоанна Постника, Иулиании Княжны Олшанской, мучеников Василия и Феодора и Поликарпа архимандрита. 10) Варлаама Печерского, где и мощи его почивают. 11) Введения Богородицы; тут мощи: Ефрема, Епископа Переяславского и Тита пресвитера; а за алтарем находятся главы мироточивые разных святых, числом 30. – В затворах ближней пещеры почивают мощи: Дамиана целебника, Никодима просфорника, Лаврентия, Афанасия, Алексия, Елладия и Онисима затворников, Еразма, Луки Иконома, Нектария, Агапита врача, Феофила, и Иоанна в одной раке, Кукши священномученика, Саввы Чудотворца, Сергия послушливого, Меркурия Епископа Смоленского, Пимена многоболезненного, Нестора летописца, Евстратия преподобномученика, Иеремии прозорливого, Моисея Угрина, Иоанна многострадального, Марка гробокопателя (при гробнице сего святого находится медный крест с изображением Спасителя и святых, с Греческою надписью, XI века), Николы Святоши, Кн. Черниговского, Григория Чудотворца, Матвея Прозорливого, Алипия иконописца, Спиридона Просфорника и Анатолия; в трапезе: Исаии Чудотворца, Авраамия трудолюбивого, Нифонта Епископа Новгородского, Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника и Онуфрия молчаливого; по выходе из трапезы: Сисоя, Феофила, Арефы, Авраамия и Исаакия затворников, Онисифора исповедника, Симона Епископа Суздальского, Никона Игумена Печерского, Феофана постника, Макария иконописца, Анастасия диакона, 11-ти каменоздателей Печерской церкви, Илии Муромца, мученика Иоанна младенца и Никона сухого. – В дальней пещере церкви: 12) Благовещения Богородицы, (современная устройству самих пещер) где мощи: Евфросинии Княжны Полоцкой, Кассиана затворника, Арсения трудолюбивого; а при выходя из церкви: Евфимия Схимника, Вениамина, Тита воина, Ахила диакона и Mеркурия постника. – 13) Успения Преподобного Феодосия, в которой почивают мощи: Макария диакона, Пимена постника, Леонтия Канонарха, Зария Постника, Силуана схимника, Агафона чудотворца и Игнатия Архимандрита; тут же находится гроб св. Феодосия, в котором он был погребен; сверх того, мироточивая глава одного из Угодников Божиих. – 14) Рождества Христова, в которой почивают мощи: Логгина вратаря, Моисея Чудотворца, Лаврентия затворника, Иллариона схимника, Пафнутия затворника, Мартирия диакона, Феодора Князя Острожского, Афанасия затворника, Дионисия затворника, Феофила Архиепископа Новгородского, Зинона постника, Григория Чудотворца, Ипатия целебника, Лукиана священномученика, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижного, Павла затворника, Феодора молчаливого, Софрония затворника, Пагкратия Иеромонаха, Анатолия затворника, Аммона затворника, Мардария, Пиора затворника, Мартирия затворника, Руфа затворника, Геронтия канонарха и Паисия; сверх того, здесь же находятся: часть мощей одного из младенцев, избиенных от Ирода, принесенная в Лавру в 1620 году Феофаном Патриархом Иерусалимским, и 30 мироточивых глав разных Святых. – Всех известных мощей почивают в Печерской Лавре 119. На гробницы этих угодников, кроме тех, кои находятся в затворах, дарованы от императриц Анны Иоанновны и Екатерины II богатые покровы для праздничных дней. – 15 и 16). При настоятельских кельях две церкви: Святителей Михаила, митрополита Киевского, и Митрофана, епископа Воронежского, в недавнем времени устроенные.

В Киево-Печерской обители приняли иночество: в XI веке св. Исаия, бывший потом епископом в Ростове, и св. Никита, впоследствии епископ Новгородский; а в XIV веке – преподобный Стефан Махрищский.

Между погребенными здесь замечательны: отец св. Варлаама Печерского и друг Препод. Феодосия, Ян Вышатич, воевода Киевский; Мария, мать св. Варлаама (близ мощей св. Феодосия); князь Минский Глеб, сын Всеслава Брячиславича, построивший Петропавловскую трапезную церковь; супруга его, княгиня Анастасия, дочь Ярополка Изяславича; Княжна Евпраксия, дочь В. К. Всеволода I; княгиня Иулиания (в иноч. Марина), супруга В. К. Олгерда Литовского; митрополиты Киевские: Петр (Могила), Варлаам (Ясинский) и Варлаам же (Ильницкий); известный архимандрит Печерский Иннокентий (Гизель); митрополит Белградский Иустин (Базилевич); Василий Леонтьевич Кочубей, знаменитый страдалец, казненный безвинно за донос на Гетмана Мазепу, и славнейший русский полководец, граф Петр Александрович Румянцов-Задунайский; близ могилы этого героя (в Успенском соборе) воздвигнут сыном его, государственным канцлером графом Николаем Петровичем, великолепный памятник. Тут же лежит тело основателя лаврской типографии, гетмана Великого Княжества Литовского, князя Константина Ивановича Острожского, над которым также находятся памятник.

ЗЛАТОВЕРХОМИХАЙЛОВСКИЙ, муж. 1 класса, в Киеве; находится под управлением Викария Киевской епархии, епископа Чигиринского, который с 1799 года имеет здесь титул Священноархимандрита. – Гора, на которой монастырь этот существует, называлась в древности чертовым беремищем потому, что здесь, по соседству идола Перунова, совершались языческие требища. Тут, в 989 году, св. Михаил, первый митрополит Киевский, устроил для иноков обитель и небольшую деревянную церковь во имя своего Ангела, Архистратига Михаила, которая и была тогда его кафедральной. В начале XII века, В. К. Святополк II (Михаил) Изяславич, распространил Михайловский монастырь и соорудил в нем каменные здания. Потом, в XVII веке, обитель эта была дважды возобновляема: в начале века – митрополитом Иовом (Борецким) и в конце – митрополитом же Иоасафом (Кроковским).

Ныне здесь три церкви: 1) соб. Архистратига Михаила, построенная, вместо прежней деревянной, В. К. Святополком II, который заложил ее 9 марта 1108 года, при Киевском митрополите Никифоре, и сделал над нею 15 глав, покрытых, вместе со всею кровлею, позолоченным железом; от чего и монастырю присвоено название Златоверхого. В этой церкви, которая с того времени, в продолжении слишком 7 веков, существует и поныне невредимо, почивают мощи св. Великомученицы Варвары, перенесенные сюда в конце XI века греческой царевной Варварой, дочерью императора Алексия Комнина, супругою В. К. Святополка. Серебряная рака для св. мощей устроена гетманом Мазепою, а потом переделана в 1797 году; прежний же деревянный гроб, в котором погребена была Великомученица более 1500 лет тому назад, хранится в ризнице Златоверхомихайловского монастыря. При мощах золотая, с бриллиантовою кистью, лампада пожертвована императрицей Екатериной II. – В соборе есть уцелевшие древние мозаические надписи, а в алтаре такое же изображение Тайной Вечери. При этом храме три придела, устроенные не ранее XVII века: Великомученицы Варвары, Введения Богородицы и Великомученицы Екатерины. За правым клиросом главного престола находится список с чудотворной иконы Новодворской Богородицы, которой празднество бывает 20 декабря. Храмовый образ Архангела Михаила украшен после 1812 года, усердием императора Александра I, богатою ризою, с драгоценными камнями. – Здесь погребены: храмоздатель В. К. Святополк, два его правнука, князья: Святополк Юрьевич Туровский и Глеб Юрьевич; также митрополит Киевский Иов (Борецкий) и Ириней (Фальковский), епископ Чигиринский. Есть предание, что и греческая царевна Варвара, супруга Святополка II, здесь же погребена, хотя и нет следа ее гробницы. 2) Трапезная, Иоанна Богослова; эта церковь прежде была соборною особой женской обители (см. Богословский мон.). 3) Домовая Епископов Чигиринских, во имя Николая Чудотворца, деревянная.

В числе игуменов Златоверхомихайловского монастыря был ученый и искуссный проповедник, Мелетий Дзик, который здесь и погребен.

Когда Униаты владели Софийским собором, то в это время здешняя обитель была кафедральною православных Киевских аpхиереев.

Ежегодно, 4 декабря, в день празднества св. Великомученицы Варвары, святые мощи ее обносятся с крестами и хоругвями вокруг соборной церкви, при большем стечении и богомольцев.

КИЕВО-СЛУПСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 1 класса, в Киеве, на берегу Днепра, подле Пустыннониколаевского монастыря; находится под управлением архимандрита. Обитель эта основана во время отдаленной древности, но когда именно, неизвестно. Она недавно (с 1831 года) получила самостоятельность и отделена от мон. Пустыннониколаевского, с которым издавна находилась под одним начальством. Здешняя соборная церковь, построенная сперва в начале XII века, а потом сооруженная вновь в 1713 году киевским губернатором, кн. Дмитрием Михайловичем Голицыным, во имя Николая Чудотворца, тесная, но высокая, в виде столпа, или, по Киевскому наречию, Слупа; в ней есть три старинные иконы Святителя Николая. Храм этот известен также под названием Малого Николая.

БРАТСКИЙ-БОГОЯВЛЕНСКИЙ, училищный, муж. 2 класса, ставропигиальный, в Kиеве, на Подоле; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор здешней Духовной Академии. На сем месте существовала издавна церковь Богоявления Господня, при которой в 1588 году Константинопольский Патриарх Иеремия, при возвращении своем из Москвы, куда приезжал он для посвящения первого русского Патриарха, основал школы; в начале ХVII века они сгорели и жена Мозырского Маршалка, Анна Гугулевичевна, в 1615 году, отдала для помещения их свой дом, находившийся на месте нынешнего монастыря, и сверх того учредила тут гостиницу для странников. Школы эти состояли сначала в ведомстве греческих Патриархов, из коих Феофан установил здесь, в 1620 году, братство (от чего и обитель наименована Братскою), возвел его на степень ставропигии, и учредил, сверх бывших школ, еще училище для славянского, греческого, латинского и польского языков. При внутренних раздорах казаков с поляками, монастырь был разорен, а в 1622, усердием Запорожского гетмана Петра Коношевича, возобновлен. В 1634 году училище здешнее наименовано Киево-Могилянскою коллегией, в честь известного Петра Могилы, бывшего тогда архимандритом Печерской Лавры, начальником училища и старшим братом этого монастыря; он построил для училища каменное здание и учредил особое отделение для бедных учеников, под названием Бурсы. Строения эти, пришедшие в ветхость, возобновлены, 1736, митрополитом Рафаилом (Заборовским), от чего и училище приняло наименование Киево-Могило-Заборовской Академии, и называлось так до 1817 года. В 1658 и 1671 годах здания монастырские и училищные сгорели; после чего тогда ж были приводимы в первобытное состояние. – Во время польского владычества Киевом, короли Сигизмунд III, Владислав IV и Михаил Корибут, оказывали монастырю Братскому особенное покровительство, а при Владиславе заведена тут и типография. Цари Иоанн и Петр Алексеевичи и императрица Елисавета Петровна также благоволили к нему. Некоторые и частные лица жертвовали достоянием своим к улучшению средств училища. – Екатерина II, при учреждении штатов, в 1764 году, уничтожила было Братский монастырь, с целью обратить его в главный Киевский Госпиталь; но в 1787 возвела его по 2 класс, возвратила в него академию, переведенную уже пред тем в Печерскую Лавру, даровала академии Братской достаточное содержание и особенные права для учащихся в ней; подчинила ей Переяславскую семинарию – и с сими способами академия, став на чреду первых в России училищ, принесла неисчислимую пользу отечеству, образовав многих пастырей, учителей и знаменитых вельмож. В 1819 году академия эта получила новое устройство. К достопамятностям этого высшего училища следует присовокупить, что здесь проходил курс наук св. Димитрий, митрополит Pостовский; отсюда же вышли ученые пастыри: Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Рафаил Заборовский, Симон Тодорский, Сильвестр Кулябка, Георгий Кониский и многие известные ораторы; а из светских: князь Александр Андреевич Безбородко, граф Петр Васильевич Заводовский, Дмитрий Прокофьевич Трощинский, Федор Алекс. Эмин и другие.

В Братском монастыре ныне 4 каменные церкви: 1) Соб. Богоявления Господня, с приделом Рождества Иоанна Предтечи; сооружена первоначально вместо древней, в 1588, сгорела в 1614; а нынешнее здание оной начато постройкою в 1620, Патриархом Феофаном, потом возобновлено, в 1693, гетманом Мазепою. В этом храме находится чудотворная икона Божией Матери, явившаяся 6 сентября 1654 г., и называемая Братско-Киевскою; празднество ей совершается сент. 6 и мая 10; тут же есть другая икона Пресвятой Богородицы, бывшая местною в церкви св. Василия, в Вышгороде и в 1622, когда татары, громившие вместе с поляками, окрестности Киева, для переправы своей чрез Днепр, хотели употребить икону эту вместо доски, она чудесно принесена водою к берегам Киево-подола и принята в Братском мон. Празднество ей совершается в субботу на 5 неделе Великого поста, а еженедельно, по субботам же, читается пред нею торжественно акафист, при большем стечении молящихся. – Над царскими вратами этого храма помещен большой ручной крест, данный обители Патриархом Феофаном. 2) Бориса и Глеба, с трапезою, над коею помещается академическая библиотека. 3) Сошествия св. Духа, с приделом Святителя Михаила Киевского; устроена на место прежней, деревянной, Зачатиевской. 4) Благовещеия Богородицы, называемая конгрегационною, т. е. сборною для студентов Академии; находится в старом Академическом корпусе, которого нижний этаж построен гетманом Мазепою; церковь эта сооружена первоначально в 1620 году Патриархом Феофаном, а возобновлена, в начале XVIII века митрополитом Рафаилом.

За алтарем соборного храма погребен Василий Григорович-Барский, известный русский паломник XVIII века.

В день Богоявления Господня, 6 января, совершается ежегодно из этой обители торжественный крестный ход на реку Днепр.

ЕКАТЕРИНЕНСКИЙ, греческий, муж. 2 класса, ставропигиальный, в Киеве, на Подоле; состоит под управлением архимандрита, а прежде начальствовали здесь игумены. Назначение властей и заведование монастырем принадлежит греческой обители, что на Синайской горе, на границе Азии с Африкой, в Суэцком перешейке, где совершился чудесный переход Моисея. – Екатериненский мон., носящий имя Великомученицы Екатерины, погребенной Ангелами на горе Синае, основан в 1738 году греками, проживавшими в Киеве; потом, в 1787 году, по повелению императрицы Екатерины II, был переведен в здания уничтоженного тогда Петропавловского, на Подоле же, монастыря, а Екатериненский оставался греческим подворьем; наконец, в 1826 году, когда Петропавловской монастырь назначен для помещения Духовной Семинарии, то штат Екатерининской обители, переведен опять на прежнее место, – Здесь три церкви: 1) Соб. Петра и Павла с двумя приделами; 2) Соб. Великомученицы Екатерины, построенная в 1742 году; в ней находится древний список с явленной Тихвинской Иконы Божией Матери, пожертвованный сюда в царствование императрицы Елисаветы Сербского Гусарского полка полковником Витковичем и находившийся до 1740 года в Финляндии, в Абовской Кавигановской кирхе, быв похищен шведами еще в царствование Феодора Иоанновича, при нападении их на пределы Новгородские; 3) Захария и Елисаветы.

ВЫДУБЕЦКИЙ, или ВЫДЫБАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, близ Киева, ниже Печерской крепости, на крутом берегу Днепра; находится под управлением архимандрита; а прежде начальствовали здесь игумены. Обитель эта заслуживает внимания по Глубокой своей древности: ибо она есть из первых, по введении в России Христианской веры. Во времена язычества, не далеко отсюда, на горе, (где теперь церковь трех Святителей или св. Василия) был храм Перуна; св. Владимир, тотчас по принятии св. крещения всеми киевлянами, повелел идол Перунов бросить в Дпепр – он поплыл и стремлением воды прибило его к берегу; а народ, приверженный еще к суеверию, бежал за кумиром и кричал выдыбай (выплывай), наш Боже! От этого слова место, где пристал идол, а потом и монастырь, получили нынешнее название. Некоторые идолопоклонники хотели-было поставить тут капище; но В. К. Владимир и митрополит Михаил приказали вместо того построить Христианский храм во имя Архистратига небесных воинств, у которого вскоре и обитель иноческая основана, и была в самом начале еще незначительная; но после, в XI веке, В. К. Всеволодом Ярославичем увеличена и украшена каменными зданиями; почему, в княжение Всеволода и несколько времени после, и имела название Всеволожа монастыря св. Михаила. – В 1169 году она разорена и опустошена войсками кн. Андрея Боголюбского, при осаде Киева; потом возобновлена в 1181 году князем Рюриком Ростиславичем и ограждена каменными стенами, которые сделаны известным тогда зодчим Петром Милонегом. После того Выдубецкий монастырь еще дважды подпадал разорению при взятии Киева, в 1202 половцами и 1240 г. Батыем, и был возобновляем из сумм Печерской Лавры. – Во времена гонения на православие от римско-католиков, эта древняя обитель находилась во власти Униатов; а в 1635 г. польским королем Владиславом IV, по ходатайству киевского митрополита Петра Могилы, возвращена Греко-Российской церкви и приписана была тогда к Киево-Софийскому монастырю. – В 1786 году возведена она была во 2 класс.

Ныне здесь четыре церкви: 1) Соб. Архистратига Михаила ; заложена каменная великолепная В. К. Всеволодом Ярославичем, в 1070 году, вместо прежней деревянной, а кончена в 1088, и освящена митрополитом Иоанном; после разорения в XII в., возобновлена кн. Рюриком Ростиславичем, в 1181 году, и украшена живописью; потом еще возобновлена при Петре Могиле. 2) Великомученика Георгия; нынешний храм сооружен, вместо древнего, в исходе XVII века (1696) Стародубским Полковником Миклашевским. 3) Преображения Господня. 4) Пророка Даниила.

Из числа прежних настоятелей Выдубецкого монастыря известен игумен Сильвестр, продолжатель Несторовой летописи.

ГЕОРГИЕВСКИЙ-ЛЕБЕДИНСКИЙ, муж. заштатный, в селе Лебедине; существует со второй половины XVIII века. Здесь церковь Великомученика Георгия. В недавнем времени обитель эта упразднена в следствие Высочайше-утвержденного в 20 день декабря 1845 года представления Святейшего Синода.

МОТРИНЕЦКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный, в Чигиринском уезде, в лесу, именуемом Мотренин; находится под управлением архимандрита. Время построения этой обители неизвестно; первый раз упоминается она в 1568 году. В последней половине XVII в. была она разорена поляками; после чего возобновлена в 1685 году. – Здесь соб. церковь Живоначальной Троицы, с приделом Преображения Господня, вновь построена в 1800 году.

В этой обители содержался под стражею около 1668 года Мефодий епископ Нежинский и Украинский, обвиненный в возмущении Украины, и после переведен отсюда в Уманский монастырь.

ЖАБОТИНСКИЙ-ОНУФРИЕВСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Черкасах, на берегу речки Жаботинки; состоит под управлением игумена. Существует со второй половины XVIII века. Здесь две церкви: 1) Соб. Успения Богородицы; 2) Преподобного Онуфрия, теплая.

МОШНОГОРСКИЙ-ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. заштатный, в 20 верстах от уездного города Черкас, на речке Мошне; находится под управлением игумена. Основан во второй половине XVIII века. Здесь соб. церковь Вознесения Господня.

БЕЛИЛОВСКИЙ-ГЕОРГИЕВСКИЙ, муж. заштатный, в 20 верстах от уездного города Махновки, в местечке Белиловне; находится под управлением игумена. Основан во второй половине XVIII века княгиней Корецкою, Анною Хоткевичевною и до ныне содержится от отчин и угодий, приписанных к нему основательницею. Здесь дв церкви: 1) Соб. Великомученика Георгия; 2) Николая Чудотворца.

КОРСУНСКИЙ-ОНУФРИЕВСКИЙ-ГУЛЯНИЦКИЙ, муж. заштатный, в местечке Корсуни; существует со второй половины XVIII века; основателем его был некто Григорий Гуляницкий. Здесь две церкви: 1) Соб. св. Онуфрия; 2) Рождества Богородицы.

ВИНОГРАДСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. заштатный, в Черкасском уезде. Основан во второй половине XVIII века. Здесь соб. церковь Успения Богородицы, построена в 1773 году. Название обители произошло от виноградных садов, ее окружающих.

НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, близ уездного города Богуслава. Основан во второй половине XVIII века. Здесь две церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, 2) Успения Богородицы.

КИТАЕВСКАЯ пуст. муж. в 10 верстах от Киева, среди дебрей и лесов, приписанная к Киевопечерской Лавре. Время основания ее неизвестно. В XV веке она разорена крымскими татарами; после чего хотя существование ее и продолжалось, но настоящее возобновление и благоустройство сделаны в 1716 году киевским губернатором, кн. Дмитрием Михайловичем Голицыным. – Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделами Сергия Радонежского и Димитрия Ростовского, построена каменная в 1767 году, вместо существовавшей с 1716 года деревянной; 2) Трех Святителей Московских Петра, Алексея и Ионы; 3) Двунадесяти Апостолов. Эти последние церкви деревянные и построены Киевопечерским архимандритом Лукою.

На месте, где существует пустынь, был – как гласит предание – загородный терем князя Андрея Юрьевича Боголюбского, прозванного в народе Китаем, от чего наименование это перешло и на основанную тут обитель.

ГОЛОСИЕВСКАЯ, пуст. муж. в 4 верстах от Китаевской пустыни, приписанная также к Киевопечерской Лавре. Основана в половине XVII века митрополитом Петром Могилою, с церковью во имя св. Великомученика Иоанна Сочавского, которая перестроена в 1831 году. – Тут находится скит нынешнего митрополита Киевского Филарета, и в нем церковь Иоанна Многострадального, Печерского.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ-ФЛОРОВСКИЙ, женский 1 класса, в Киеве, на Подоле, на покатости горы Киселевки. Он прежде существовал в крепости, близ Печерской Лавры, против самых святых ее врат, где был основан в 1566 году монахом Иоанном Богушем – Пулькевичем; а на нынешнее место, где находилось издавна подворье сего монастыря, переведен по указу императора Петра I, в 1712 году, и получил наименование Флоровского по церкви, бывшей исстари на том подворье. – Ныне здесь 4 каменные церкви: 1) Соб. Вознесения Господня, с тремя приделами; она сооружена в 1732 году и освящена Киевским митрополитом Рафаилом; 2) теплая, св. мучеников Флора и Лавра, с приделом Тихвинской Богородицы; 3) Воскресения Христова, построенная в 1824 году, вместо бывшей деревянной, которая сгорела в 1811 г., 4) В недавнем времени воздвигнутая, обширнейшая церковь, во имя. Новоявленного Чудотворца, св. Митрофана Воронежского.

В этой обители приняла иночество, а потом и схиму, несчастная дочь знаменитого фельдмаршала графа Шереметева, княгиня Наталья Борисовна Долгорукая, пострадавшая с мужем в ссылке, в Сибири; она здесь и погребена.

Вознесенская, церковь, прежнего монастыря; в крепости, обращенная в 1710 году в приходскую, существовала до конца XVIII века., и по повелению императрицы Екатерины II разобрана, а на месте ее воздвигнут великолепный арсенал.

ТРОИЦКИЙ, женский, заштатный, близ уездного города Чигирина, на полуострове, образуемом излучистым течением реки Тясмина. Основан во второй половине XVIII века. – Здесь две церкви новейшего построения и богато украшенные: 1) Соб. Живоначальной Троицы, 2) Преображения Господня, с трапезою.

ЛЕБЕДИНСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, женский, заштатный, в Чигиринском уезде, в лесу, именуемом Лебедин. Основан около 1780 года. Здесь соб. церковь Николая Чудотворца.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

НИКОЛАЕВСКИЙ на УГОРСКОМ, женский, в Киеве, близ Пустыннониколаевского и Слупского монастырей, по времени основания, первая в России иноческая обитель: ибо она существовала еще во времена идолопоклонства. На этом месте погребен киевский князь Аскольд. Некто киевлянин Ольма, которого дом находился еще здесь во времена летописца Нестора, построил (как известно по преданию), при В. К. Святославе Игоревиче или – быть может – даже в княжение св. Ольги, деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. При сем древнем Киевском храме, втором по церкви св. Илии, Великая Княгиня Ольга, вероятно, незадолго до своей кончины, основала женскую иноческую обитель, в коей была пострижена мать Преподобного Феодосия. Тут же погребена и сама основательница св. Ольга, которой мощи в 996 году перенесены отсюда внуком ее, Равноапостольным Владимиром, в Десятинную церковь. В начале XII века (около 1113 года) В. К. Мстислав 1 возобновил деревянную церковь св. Николая, которая потом совершенно истреблена огнем при нашествии на Киев врагов, или в 1202, или 1240 годах. Вместе с этим, а может быть, и гораздо прежде прекратилось и существование обители.

ПУСТЫННОНИКОЛАЕВСКИЙ, муж. в Киеве, приписанный к Киево-Слупскому монастырю. Основан был в X веке вскоре по принятии Христианской веры, и до уничтожения состоял в 1 классе, под управлением архимандрита. Здесь 3 каменные церкви: 1) Николая Чудотворца, с тремя приделами, построенная весьма великолепно гетманом Мазепою в 1690 году, она обращена в недавнем времени, именно в 1831 году, в Военный Собор. 2) Покрова Богородицы. 3) Успения Божией Матери, под колокольнею.

БОГОРОДИЦКИЙ, на КЛОВЕ, называемый также и СТЕФАНЕЧЬ, муж. бывший в древности в Киеве, близ Печерской обители. Он основан был св. Стефаном, учеником св. Феодосия, около 1078 года, и имел тогда церковь, устроенную по образцу Влахернской, что в Константинополе. При нашествии на Киев половецкого хана Боняка, 1096, монастырь этот с прочими сожжен; по возобновлении, он еще существовал, несколько времени и именовался Ветхим, а в последствии уничтожен. – От этой обители осталась ныне одна церковь Рождества Богородицы, находящаяся при дальних пещерах (см. Киево-Печерская Лавра).

ДИМИТРИЕВСКИЙ, муж. существовавший некогда в Киеве, близ Печерской обители. Основан в 1062 году В. К. Изяславом 1 (Димитрием) и уничтожен весьма давно. Здесь находились церкви: 1) Соб. Великомученика Димитрия, и 2) Апостолов Петра и Павла, построенная в 1085 году сыном В. К. Изяслава, Ярополком (Петром) Изяславичем, который в этой церкви и погребен. В этой обители был первым игуменом св. Варлаам Печерский; а после его св. Исаия, хиротонисанный потом во Епископа в Ростов.

АНДРЕЕВСКИЙ, или ЯНЧИН, женский, в Киеве. Основан был около 1086 года Великим Князем Всеволодом 1 Ярославичем. Здешняя Соб. церковь Апостола Андрея Первозванного, построена Всеволодом 1 в 1086 и освящена митрополитом Иоанном в 1088 году. В этом храме, доныне существующем, почивают под спудом мощи княжны Анны (Янки), дочери Всеволода I, принявшей здесь иночество и основавшей при обители училище для девиц. Тут же погребены: княгиня Анна, вторая супруга Всеволода I, мачеха Преп. Анны; князь Владимир Андреевич Дорогобужский и Пересопницкий, внук Мономахов, и В. К. Ярополк II Владимирович, которого гробницу перенесла в 1145 году супруга его, княгиня Елена, из придела в главный храм и поставила рядом с гробницей св. Анны. Обитель эта давно уже не существует.

ФЕОДОРОВСКИЙ, или ВОТЧЬ, т. е. ОТЧИЙ, муж. бывший некогда в Киеве. Он основан был в начале XII века В. К. Мстиславом I Владимировичем. От этой обители уцелела доныне одна только церковь св. Феодора Тирона, построенная каменная между 1122–1128 годами. В ней погребены: храмоздатель , В. К. Мстислав I и его сыновья: В. К. Изяслав II, В. К. Ростислав I и Кн. Владимир, сын Изяслава II, князь Ярополк, внук его, князь Луцкий, Изяслав Ярославич, и внук Ростислава I, князь Мстислав Давидович. – В сем монастыре жил и принял схиму в XII веке св. Игорь II, Великий Князь Киевский. В соборной церкви находилась одна из древнейших в России икон Божией Матери, пред которою св. Игорь молился незадолго до несчастной своей кончины; она после перенесена в Успенской Собор Печерской Лавры.

ГЕОРГИЕВСКИЙ, муж. существовавший в глубокой древности в Киеве, близ Софийского собора, и бывших золотых ворот, и основанный в XI веке В. К. Ярославом I, (Георгием). Здесь была церковь св. Великомученика Георгия, освященная 26 ноября 1037 года; тут погребен племянник Равноапостольного Владимира, Судислав Олегович, князь Псковский, принявший в здешней обители иночество и схиму. – На месте монастыря и древней церкви, которых теперь уже и следов нет, построена, по повелению императрицы Елисаветы Петровны, в 1744 году, небольшая, ныне существующая, церковь св. Георгия, в которой погребен Молдавский Господарь Ипсилантий.

День освящения прежнего Георгиевского храма, 26 ноября, остался памятным на вечные времена: Великий Князь Ярослав повелел праздновать оный во всей России, что и теперь исполняется (см. полный месяцеслов).

ИРИНЕНСКИЙ, женский, находившиеся в Киеве, в том же месте, близ Софийского собора, против южных врат этого храма. Он был основан также В. К. Ярославом I, около 1038 года, в честь супруги его Ингегерды, или Ирины (св. Анны). Сколько времени продолжалось существование этой обители, неизвестно; должно полагать, что она подпала совершенному разрушению при нападении неприятелей на Киев в начале, или в половине XIII века, если не ранее: ибо в течении нескольких столетий даже место этого монастыря было забыто до того, что устроенный во второй половине XVII века крепостной вал, проходя здесь, скрыл еще более фундамент древней Ириненской церкви, таившийся под буграми щебня. В 1833 году открыты небольшие остатки церковных стен, с живописью альфреско и мозаикою, обломки колоколов, разных церковных вещей и множество древних монет. – Близ этого монастыря, по словам Нестора, находится могила Киевского князя Дира.

КИРИЛЛОВСКИЙ, муж. бывший в Киеве, на горе, выше Подола, близ предместья Куреневки. С самого начала построена была на сем месте В. К. Всеволодом II Ольговичем, в 1144 году, каменная церковь св. Кирилла, где погребен и сын его, князь Святослав: при этой церкви, около 1160 года, основана была супругою князя Всеволода Святославича Чермного, Марией, дочерью польского короля Казимира и матерью св. Михаила Черниговского, женская обитель, в которой она и иночество приняла. После разорения татарами монастырь этот долго был в запустении и возобновлен уже в 1607 году. Здесь были потом три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделами: Афанасия и Кирилла, Михаила Архангела и Покрова Богородицы; в этом храме погребена и основательница обители, княгиня Мария. 2) Василия Великого, с трапезою. 3) Благовещения Богородицы, под колокольнею. – Впоследствии времени обитель эта обращена в мужскую и была управляема игуменами; а потом, до самого уничтожения, начальствовали здесь архимандриты. В 1688 году в ней принял иночество и был игуменом св. Димитрий (митрополит Ростовский); тут же, в одном из приделов соборной церкви, погребены и родители его. – В 1786 году, по указу императрицы Екатерины II, от 10 апреля, монастырь упразднен; а другим указом того ж года, 13 июля, велено быть здесь Инвалидному Дому, который и устроен генерал-губернатором Кречетниковым, в 1791 году. Теперь тут помещается также Городская Больница и дом умалишенных.

СОФИЙСКИЙ, муж. кафедральный, в Киеве (см. Софийский Собор).

CИMEOHOBCКИЙ, муж. существовавший некогда в Киеве. Кем и когда основана была эта обитель, сведений нет, а известно только, что в XII веке она уже существовала. Здесь был погребен убиенный В. К. Игорь II Олегович; мощи его перенесены отсюда в Чернигов.

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж. бывший в Киеве, на Подоле. Он основан Доминиканским монахом Иакинфом, в 1230 году, по дозволению короля Галичьского Даниила Романовича, внука В. К. Мстислава II. По присоединении Малороссии, царь Алексей Михайлович, в 1660 году, обратил эту обитель в православную; а в 1787 году, при учреждении штатов, она осталась в числе уничтоженных и вскоре переведен сюда штат Екатерининского Греческого монастыря , который и находился здесь до 1826 года, – Ныне здания этой обители обращены в Духовную Семинарию. Здешняя огромная церковь, с узкими готическими окнами, существует с 1252 года.

БОГОСЛОВСКИЙ, женский, в Киеве, на урочище, называемом Плоское, бывший 2 класса. Он основан был сначала в старом Киеве, подле Златоверхомихайловского монастыря, в 1621 году, митрополитом Киевским Иовом (Борецким), которого престарелая супруга (ибо он был из белого духовенства) и первою игуменьею в нем была. На этом месте обитель существовала 90 лет, а в 1711 году, по указу императора Петра I, переведена на нынешнее место; церковь же Иоанна Богослова, бывшая в ней соборною, причислена к Златоверхомихайловскому монастырю. – В 1786 году Богословская обитель упразднена.

ИОРДАНСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, женский в Киеве. Основан в 1655 году. Здесь были две деревянные церкви: Николая Чудотворца, которая сгорела в 1821 году, и Великомученика Димитрия, существующая и ныне. Обитель эта в 1786 году упразднена и церкви обращены в приходские. – Наименование монастыря Иорданским, по народному преданию, происходит, будто бы, от того, что в находящемся подле церкви колодце найден чудесно серебряной ковш, потерянный в реке Иордане, в Палестине.

СПАСКИЙ на БЕРЕСТОВЕ, муж. находившийся в древности близ нынешнего крепостного вала Киева, в бывшем селе Берестове, любимом местопребывании св. Владимира, Ярослава 1 и прочих русских князей. Обитель эта во второй половине XI века уже существовала и была, как с вероятностью полагать можно, основана в княжение Изяслава I, около 1062 года, св. Германом, впоследствии епископом Новгородским. – Здесь погребены, по словам, летописцев, В. К. Юрий I Долгорукий, сестра его Евфимия, супруга Колемана, короля Венгерского, и первый удельный князь Киевский Глеб Юрьевич, сын Долгорукого. – При нашествии татар, в 1240 году, монастырь этот истреблен совершенно и уже не возникал более, уцелела до ныне одна церковь Спаса Преображения, которая, после долгого запустения, возобновлена в XVII веке митрополитом Петром Могилою, как видно из греческой надписи, на стене. Этот примечательный по древности храм, о пяти низких куполах, построен св. В. К. Владимиром в 989 году; стены его, к счастью, сохранились от разорения 1240 года и теперь находятся в первобытном виде; даже стенопись, может быть и поновленная по древним рисункам, имеет следы Византийского искусства.

БЕЛЫЙ СПАС, муж. бывший в 7 верстах от Киева, в древнем Вышгороде. Основан в 1164 году князем Андреем Боголюбским, который построил здесь церковь Преображения Господня. В 1240 году, при нашествии татар, обитель эта совершенно разрушена. Тут есть древние пещеры, частью уже обвалившиеся.

БОГОРОДИЦКИЙ, женский, существовавший в глубокой древности в 7 верстах от Киева, в Вышгороде. Время основания его, кажется, можно отнести к первым векам Христианства в России: ибо тут поставлен был привезенный тогда из Царя-Града в Киев, вместе с иконою Пирогощею, образ Пресвятой Богородицы, писанный Лукою Евангелистом, и взятый потом кн. Андреем Боголюбским во Владимир на Клязьме, а оттуда перенесенный в Москву. Монастырь этот разорен Батыем в 1240 году, и теперь не осталось следов его.

МЕЖЕГОРСКИЙ, муж. бывший Ставропигиальным, близ Киева и недалеко от древнего Вышгорода, в глубоком ущелье, между горами, на Днепре. Он основан в начале ХV века греческими иноками. Здесь церкви: 1) Преображения Господня, построенная, вместо прежней, по грамоте Патриарха Иоакима, от которого, в 1687, дана и Ставропигия. Этот Патриарх принял здесь иночество; его портрет хранится в церкви. 2) Петра и Павла, сооружена в 1744 г. Кошевым Атаманом Запорожской Сечи Кальношевским, особенно покровительствовавшим монастырю, во время владычества поляков. – Архимандрия здесь учреждена была в 1709 году. Потом, в 1786, когда обе церкви сгорели, обитель упразднена и отдана в ведомство Приказа Общественного Призрения, для устроения Инвалидного Дома; иноки же переведены в Спасониколаевский мон. (Херсонской губ). Теперь здесь помещается казенная фаянсовая фабрика.

ГЛИНЕЦКИЙ, муж. бывший некогда на урочище, известном и ныне в народе под именем Глинещины, или Гнилещины, к югу от Киева, между селениями Пироговым и Лесниками. Теперь на этом месте нет никаких признаков обители, кроме развалин какого-то здания. В густом лесу, вблизи этих развалин, в горе, находятся замечательные пещеры, с кельями, имеющие близкое сходство с Киевопечерскими; они, как известно по преданию, ископаны первоначально Препод. Феодосием, а распространены Печерскими иноками, бежавшими из Лавры в 1240 году, т. е. во время разорения оной Батыем.

ГЛУШЕНСКИЙ, муж. о котором известно только то, что он существовал в XII веке; а когда основан и уничтожен, сведений нет. Здесь принял иночество Преподобный Герасим Вологодский.

ОВРУЦКИЙ, муж. в городе Каневе. О времени основания его неизвестно. Здесь в XVII веке был архимандритом Препод. Макарий, который, приняв мученическую смерть от татар, 1653, был и погребен в этой обители; мощи его, по обращении монастыря в Униатский, перенесены, 1688, в Переяславский Михайловский, а потом в Переяславский же Вознесенский монастырь. Здесь же, в первой половине XVII в., был схвачен поляками и предан казни малороссийский гетман Стефан Остраница; при чем монастырь и церковь разграблены и сожжены.

УМАНСКИЙ, муж. в уездном городи Умани. О этой обители никаких подробных сведений нет, кроме того, что во второй половине XVIII века содержался здесь под стражею Мефодий, епископ Нежинский и Украинский, обвиненный в возмущении Украины; отсюда он бежал и, по поимке, отправлен уже потом в Москву, в тамошний Новоспаский монастырь.


РЖИЩЕВСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. с церковью Преображения Господня. Об этих обителях никаких подробностей неизвестно.
НИКОЛАЕВСКИЙ-МЕДВЕДЕВСКИЙ, муж. с церковью Николая Чудотворца.

* * *

ЦЕРКВИ:

СОФИИ, ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ, кафедральный собор, в Киеве, о 15 главах. Этот знаменитый храм, один из древнейших в России, заложен В. К. Ярославом I в 1037 году, на том месте, где побеждены им были печенеги, и освящен митрополитом Феопемптом 4 ноября 1038. Стены его тогда ж расписаны греческими художниками, альфреско, и украшены иконной мозаикой, а пол устлан мраморными и шиферными плитами, из коих несколько уцелело до наших времен. При нем храмоздатель учредил и книгохранилище, первое в России. Вид этой церкви, сначала крестообразный, был во всем подобен Цареградской Софийской; но от многих позднейших перестроек, оный уже потерян. В 1202 году она подверглась разорению от Половцев, помогавших Киевскому князю Рюрику Ростиславичу во время междоусобий; а в 1240, при нашествии Батыя, поврежден только купол, а утвари расхищены так, что во время продолжительного запустения стены этого замечательного храма хотя и остались целы, но от перемен атмосферических много пострадали. За тем, возобновленный храм был опять разграблен, в конце ХV века, крымским ханом Менгли-Гиреем, который некоторые из вещей его переслал к царю Иоанну Васильевичу. – Впоследствии устроен был здесь мужской монастырь, известный под названием Киевософийского. – В 1596 г., когда митрополит Михаил (Рогоза), отторгшись от Восточной церкви, принял Унию, Софийский храм подпал владычеству Униатов: они, обладая им 37 лет, истребили все памятники Грековосточного Православия и закрасили древнюю достопамятную иконопись по стенам, которая только в недавнее время (1838) открыта из-под пяти слоев побелки и покраски. По вступлении на Польский престол Владислава IV, киевский митрополит Петр Могила исходатайствовал, в 1632, возвращение этого храма к Православию и в 1634 своим иждивением обновил его и бывшую при нем обитель, которую сделал кафедральной. Митрополит Гедеон (Четвертинский), с пособием царей Иоанна и Петра, вторично возобновил собор. Около 1732 митрополит Рафаил (Заборовский) оградил Софийскую обитель каменною стеною с огромными воротами, воздвигнул (1746) колокольню, называемую тогда триумфальною, а в соборе устроил на свой счет иконостас с сребропозлащенными царскими вратами и серебряное паникадило. Украшение обители и собора довершили бывшие после Рафаила митрополитами в Киеве: Тимофей (Щербацкий) и Арсений (Могилянский). В 1786 году монастырь упразднен.

В настоящее время Софийский собор имеет, кроме главного престола, 18 приделов. По правую сторону алтаря: 1) Иоакима и Анны – тесный придел – подле его 2) Чуда Архистратига Михаила, 3) Преподобных Киевопечерских и 4) Успения Богородицы; по левую сторону алтаря: 5) Григория Богослова, что ныне во имя трех Святителей Московских, 6) Кн. Владимира и 7) Благовещения Богородицы. Из сих приделов крайние – Успенский и Благовещенский – устроены митрополитом Петром Могилою; прочие же несколько прежде. В нижнем и верхнем ярусах собора приделы, также позднейшие по построению: 8) Двунадесяти Апостолов, 9) Иоанна Предтечи, что ныне Рождества Христова, устроенный митрополитом Гедеоном, 1689:10) во имя страстей Иисуса Христа, 11) Воскресения Христова, 12) Вознесения Господня, 13) Андрея Первозванного, 14) Богоявления Господня, 15) Иоанна Богослова, 16) Преображения Господня, 17) Николая Чудотворца и 18) Сретения Господня, обновленный недавно митрополитом Евгением. – Главный Софийский престол устроен из кипариса, по размеру гроба Господня, и обложен позлащенными досками. Из древних Мусий, уцелели в алтаре, на горнем месте, образ Богоматери, в огромном размере, к которому особенно притекают верующие, и именуемый Стеною-Нерушимою: ибо в продолжении 8 столетий он остался неповрежденным; также несколько других изображений, из коих замечателен образ Благовещения, где Пресвятая Дева представлена с веретеном в руке. – На столпах в Южном приделе, находятся две чудотворные иконы, принесенные сюда в конце XVII в., митрополитом Гедеоном из бывшего в Черниговской губ. города Любеча; первая Спасителя, а другая Божией Матери, известная под названием Любеческая, которой празднество совершается 7 мая. Тут же есть явленная икона Богородицы ж, называемая Купятицкою, явившаяся 15 ноября 1182 г. в бывшем Купятицком монастыре и принесенная сюда в половине XVII в., из Богоявленского Пинского монастыря; а на хорах помещены две чудотворные иконы Николая Чудотворца, именуемого Мокрым.

В этом храме почивают, в серебряной раке, мощи св. Макария, митрополита Киевского, убиенного татарами в 1497 году; каждое 1 мая мощи эти обносятся с крестным ходом вокруг собора. В особом ковчеге хранится кость от правой руки св. Владимира и левая рука Великомуч. Варвары – Тут же погребены: храмоздатель, В. К. Ярослав I, которого мраморная гробница и доднесь существует в приделе св. Владимира; В. Кн. Всеволод I; сын его, Кн. Ростислав; В. Кн. Владимир II Мономах; В. К. Вячеслав Владимирович; митрополиты Киевские: Никифор и Кирилл; гробниц их и следа нет. Из знаменитых особ новейшего времени погребены: митрополиты: Гедеон (Четвертинский), Рафаил (Заборовский), Арсений (Могилянский), Гавриил (Кременецкий), Самуил (Миславский), Иерофей (Малицкий), Серапион (Александровский) и Евгений (Болховитинов); генерал-фельдмаршал граф Иван Васильевич Гудович, и известный ученостью своею, протоиерей здешнего Собора, Леванда.

В 1829 году император Николай I посвятил сюда трофеи побед своих над турками: клочь крепости Силистрии, с тремя знаменами, которые хранятся в шкафе, за стеклом.

Древняя Софийская библиотека совершенно истреблена; ныне же существующая составилась уже в позднейшее время из книг, пожертвованных Киевскими митрополитами, а особенно Евгением Болховитиновым.

ДЕСЯТИННАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ церковь, в Киеве; построена каменная, во имя Рождества Богородицы св. В. К. Владимиром I в 989 году на том месте, где пострадали во время язычества св. варяги Феодор и Иоанн, а освящена в 996 году. На содержание и украшение ее храмоздатель определил десятую часть своего имения и доходов; от чего и получила она наименование Десятинной. В ней по словам летописцев, находилась глава св. Климента, привезенная св. Владимиром из Херсона, и погребены были: св. княгиня Ольга, гроб коей перенесен сюда в 996 г. из Николаевского на Угорском мон.; св. Равноапостольный князь Владимир; супруга его, греческая царевна Анна; В. К. Изяслав I Ярославич, и Кн. Ростислав Мстиславич, внук Изяслава I. Тут же было сначала положено тело первого митрополита Киевского, св. Михаила, а около 1103 года перенесено отсюда в ближнюю Антониеву пещеру, а потом в Успенский собор Печерской Лавры. Многие преемники св. Михаила здесь же погребены; – В 1202 году, во время междоусобий удельных князей призванные Рюриком Ростиславичем Киевским половцы, разграбили Десятинную церковь; а когда постигло Киев ужаснейшее бедствие при нашествии Батыя 9 мая 1240 года, храм этот был последним убежищем киевлян: тут они все погибли, а церковь до основания разрушена и около 400 лет после того оставалась в развалинах. В это время жители, употребляя кирпич на свои надобности, более и более истребляли остатки стен, кое-где возвышавшиеся над поверхностью бугров щебня, так, что к первым годам XVII века едва уцелел один юго-западный угол этого достопамятного храма, из двух неполных стенок состоящий, вышиной около 6 сажен; на одной стенке сбереглась также (к сожалению) неполная надпись, выпуклыми буквами сделанная, которой смысл доселе остался неизвестным. Киевский митрополит Петр Могила к этим двум стенкам предположил пристроить на свой счет из древних кирпичей другие две, с тем, чтоб хотя несколько возобновить Десятинную церковь. Постройка начата в 1636 г. (причем найден гроб и глава св. Владимира), а окончена уже по смерти этого архиерея – и этот небольшой храм, вмещавший в себе два престола, Рождества Христова и Николая Чудотворца, и занимавший едва только десятую часть пространства прежнего, существовал с тех пор более 180 лет под названием Десятинной Николаевской церкви, или Николы Десятинного, по иконе этого Святителя, в нем находившейся. Впоследствии времени устроен был в верхнем ярусе еще престол св. Апостолов Петра и Павла. – В 1825 году просвещенный любитель русских древностей, митрополит Киевский Евгений, велел раскопать бугры, закрывавшие основание знаменитого храма. Следствием этих изысканий было то, что обнаружено целое пространство древнего фундамента десятинной церкви, составлявшего в длину 24, а в ширину 15 саж., 1 арш.; причем найдены три гроба из красного шифера, с человеческими костями, изломанная гробовая крышка белого мрамора, разные мелкие обломки медных и серебряных вещей, остатки мусии, или мозаики, и живописи альфреско, которою, как видно, украшена была внутренность церкви; а место, где был древний престол, оказалось устланным тесаными плитами и вокруг его мозаический пол изящной работы, наборный из мрамора, яшмы и стекла; в боковых же притворах полы из плит муравленных. – Наконец Г. поручик гвардии Александр Семенович Анненков изъявил желание построить вновь Десятинную церковь в полном ее размере; для чего и пожертвовал значительную сумму. Это предположение Г. Анненкова государю императору благоугодно было утвердить, и по сочиненному Архитектором Стасовым проекту, совершена митрополитом Евгением торжественная закладка 2 августа 1828 года; а 19 июля 1842 и самый вновь воздвигнутый храм освящен нынешним митрополитом, Филаретом (Амфитеатровым). Здесь главный престол Рождества Богородицы, и два придела: князя Владимира и Николая Чудотворца. На украшение этого храма употреблены многие из принадлежностей древней десятинной церкви, найденные при раскапывании фундамента, как-то: шлифованный красный гранит, шифер, мраморная мозаика и т. п.; а живопись по стенам искусно приноровлена к старинному греческому стилю. Над окнами в южной стене, снаружи, вставлены две каменные небольшие плиты, вынутые из остатков древней стены, с неразгаданной надписью, обращающей внимание археологов, как древнейший и драгоценнейший памятник русской письменности, до нас дошедший под каменной аркой, в приделе кн. Владимира, поставлена гробница этого Равноапостола, на которой положен образ его во весь рост, а на стене, на вызолоченной металлической доске помещены рельефные символические изображения доблестей его: меч, держава, порфира, крест, шлем, щит и проч. а над ними 988 – год просвещения России светом истнной веры. – Ризница этого нового храма заключает в себе, между прочим, драгоценные ризы и облачения церковные, пожертвованные в 1841 г. императором Николаем I. В главном алтаре, в шкафе, хранятся разные древности, найденные при открытии фундамента Владимировой Десятинной церкви.

ИЛИИ ПРОРОКА, ц. в Киев, первая, по времени построения, в русской земле: она существовала еще за долго до распространения здесь христианской веры. Об этой церкви упоминается в мирном договоре В. К. Игоря Рюриковича с послами Византийскими, в 945 году; но когда и кем она построена неизвестно.

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, на УГОРСКОМ, ц. (см. Николаевский на Угорском мон.)

ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ, ц. по древности вторая в Киеве после Десятинной. Св. В. К. Владимир, вскоре по принятии православной веры, построил ее, в 989 году, во имя св. Василия, своегоьангела в христианстве, на том холме, где стояло капище Перуна. Потом Кн. Святослав Всеволодович построил новую деревянную же церковь во второй половине XII века; а вместо оной уже сооружена киевским князем Рюриком Ростиславичем каменная, которая освящена была в 1197 г. 1 января, митрополитом Никифором. Теперь в этом достопамятном храме почти ничего не осталось древнего потому, что он в 1695 году совершенно перестроен, с наименованием в честь Вселенских Трех Святителей: сбереглась одна только небольшая стена, с узким готическим окном, как остаток зодчества XII века.

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, древняя ц. в Киеве, в Печерской крепости. Построена также св. Владимиром в X веке.

БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, на ЗЛАТЫХ ВРАТАХ, ц. в Киеве, построена В. К. Ярославом 1, в 1037 году. Эти Златые Врата, разрушены и с церковью при нашествии татар; небольшие остатки их открыты в 1832 году из-под крепостного вала, окружавшего старый Киев с ХVII века.

ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА, ц. в Киеве, на той самой горе, где – по преданию – водружен был крест Апостолом Андреем Первозванным, в 1 веке. Храм этот был построен деревянный в 1212 году князем Мстиславом Романовичем; а каменный сооружен в XVI веке. Впоследствии времени он разрушился; остался один только фундамент, доныне видимый.

АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО, ц. в Киеве, на горе, близ того места, где существовала церковь Воздвижения Креста. Она была прежде деревянная, а в 1744 заложена каменная митрополитом Рафаилом, в присутствии императрицы Елисаветы Петровны, и освящена 19 августа 1767 года митрополитом Арсением. Проект для постройки этого величественного храма составлен знаменитым архитектором, графом Растрелли. В алтаре есть изображение Тайной Вечери, в огромном размере, писанное, как говорят, учеником Рафаэля, Леонардо да Винчи, пожертвованная сюда императрицей Екатериной II. – В настоящее время церковь эта возобновлена на дарованную от щедрот государя императора сумму около 20 т. руб. серебром.

ВЛАХЕРНСКОЙ БОГОРОДИЦЫ, древняя ц. в Киеве. Когда она построена, сведений нет; известно только, что в начале ХII века она уже существовала: здесь погребен внук В. К. Ярослава 1, Кн. Давид Игоревич, ослепивший князя Василько Теребовльского.

БОРИСА и ГЛЕБА, ц. в Киеве. Она существует весьма давно. Здесь в первой половине XII века погребен В. К. Всеволод II Олегович.

ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ, ц. деревянная, в Киеве, близ Софийского собора, построена, на месте прежней, в 1736 году. Она замечательна тем, что здесь находится древний образ Казанской Богородицы, перенесенный сюда 20 октября 1699 г. с знаменитых Златых Врат, где он стоял, вероятно, со временем В. К. Ярослава 1. – В здешней ризнице хранится большое Евангелие, данное Патриархом Адрианом с собственноручной его подписью.

ПЕТРА и ПАВЛА, ц. близ Киева, в бывшем селе Берестове, любимом местопребывании св. Владимира, Ярослава I и прочих древних князей. Церковь эта была построена каменная в 1008 году митрополитом киевским Иоанном; при ней был пресвитером Иларион, хиротонисанный потом в митрополита Киеву – и выкопавший первую пещерку для уединенного богомолия, на месте нынешней Печерской Лавры. – При нашествии татар на Киев, в 1240 году, церковь, вместе с Великокняжескими теремами и всем селением Берестовым, истреблены так, что теперь нет никаких следов их существования.

СВ. ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО, церковь в Киеве, в нескольких саженях от Лавры. Она построена на том месте, где останавливались с гробом св. Феодосия иноки, переносившие его в 1090 году из дальней пещеры в главную лаврскую церковь. В 1833 году храм этот был возобновлен, и при сем случае найден под престолом тот самый пень, на котором тогда стояли св. мощи.

СВ. ВАСИЛИЯ, церковь, в бывшем Вышгороде, в 7 верстах от Киево-Печерской крепости, на берегу Днепра. Она первоначально построена, деревянная, в 989 году, св. В. К. Владимиром I, в честь Ангела его имени, принятого им при крещении. Здесь были положены в 1015 году тела святых страстотерпцев, князей Бориса и Глеба, убиенных Святополком Окаянным. – В 1029 году церковь эта сгорела и построена новая, также деревянная, В. К. Ярославом I. – Чрез 40 лет после того, когда она пришла в ветхость, В. К. Изяслав I опять построил такую же деревянную, а вскоре и каменную, в которую были перенесены мощи Бориса и Глеба 2 мая 1072 года. – В начале XII века князь Олег Святославич, сын В. К. Святослава II, по ветхости прежнего храма, соорудил новый, великолепнейший, который и освящен в 1115 году, при В. К. Владимире Мономахе, и существование его продолжалось 125 лет. При нападении на Киев хана Батыя, в 1240 году, церковь эта совершенно разрушена, и с тех пор мощи Страстотерпцев Бориса и Глеба сделались безвестными; осталось только свидетельство Ипатьевской летописи, что Владимир Мономах над гробницами этих князей – при внесении их, 2 мая 1115, в новую церковь – предполагал сделать серебряный терем, посреди церкви; а сыновья Святослава II, Олеге и Давиде, хотели поставить мощи в камеру храма, т. е. под свод; споры об этом решены жеребьем, по которому исполнено желание детей Святослава II. Другие летописцы добавляют, что Мономах раку этих угодников Божиих украсил золотом, хрусталем и резьбой, столь хитрой, что греки дивились ей. – Впоследствии времени церковь св. Василия была построена новая, каменная; но в 1622 году вторично разрушена татарами; при чем все утвари и иконы погибли; уцелели только два местные образа Спасителя и Божией Матери, как памятники варварства неверных: первая икона, находящаяся и теперь здесь, имеет на лице от копья глубокую язву, в которой запеклась кровь; другая икона положена была татарами вместо доски на мосте, ими устроенном чрез Днепр, брошена потом в воду и, принесенная волнами реки к берегу Подола, взята иноками Братского монастыря, где и теперь находится. – В 1669 году церковь св. Василия возобновлена киевским полковником Мокиевским, а чрез 30 лет после этого, за ветхостью, перестроена. Ныне существующая церковь заложена в 1744 году. В ней ежегодно, 24 июля, совершается особенное празднество св. князьям Борису и Глебу.

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, ц. существовавшая в 10 верстах от Киева, в древнем Белгороде, что ныне Белгородка, на реке Ирпени; построена была в 996 году св. В. К. Владимиром и при нашествии неприятелей разрушена. Она была кафедральною древних Белгородских епископов.


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle