Источник

Высокопреосвященный митрополит Григорий

Преемник Никанора, митрополит Григорий, был возведен на петербургскую митрополию из митрополитов казанских, 1-го октября 1856 года, накануне въезда в Москву Высочайших коронованных особ – Императора Александра 2 и супруги его, Марии Александровны.

Высокопреосвященный Григорий, в мире Георгий Постников, родился, как и его предшественник, в Никитинском уезде, Московской губернии, в селе Михайловском, 1-го ноября 1784 года и был сын диакона Петра Феодорова. Первоначальное образование он получил в перервинской, а потом в троицкой семинарии; поступив в с.-петербургскую духовную академию, окончил в ней курс, в 1814 году, со степенью магистра. От природы сосредоточенный в себе и склонный к уединению, он, сряду по окончании курса, принял монашество, 25 августа 1814 года, 28 августа посвящен в иеромонахи, 29 июля 1817 г. сделан архимандритом. После первоначальной ученой службы при академии, он сделан был настоятелем Волоколамского монастыря (московской губернии), а в 1822 г. Всемилостивейше ему было повелено быть викарием с.-петербургской епархии, с званием епископа ревельского и с правом – управлять Сергиевой пустыней. В звании викария Григорий показал свою ревность в защищении веры православной против разных зловредных учений. В то время, в обществе, а особенно в Петербурге, разными окольными путями, распространялись преимущественно переводные книги, заключавшие в себе, под видом толкования священного писания, многие ложные учения, противные догматам и преданиям православной церкви, а также и гражданскому благоустройству, таковы: «воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению духа Христова», «таинство креста», сочинения Бэма, Штиллинга, Эккартсгаузена, г-жи Гион, Дютуа; даже издавался журнал «Сионский вестник» мистического направления. Для борьбы с этими учениями, по указу Синода, образован был, в 1825 г. в Петербурге, временный комитет, для рассмотрения вышеозначенных и др. подобных книг, из 12 членов образованнейшего духовенства, под председательством преосвященного Григория. Комитету дана была инструкция. Григорий не долго был председателем комитета, потому что в том же 1825 году он был возведен на кафедру калужскую. Но занятия в комитете имели влияние на последующую деятельность его: он потом осторожно относился ко всякому новому направлению мысли, приходившему к нам с запада, и всегда отличался ревностью о чистоте веры и нравственности.

В 1827 г. Григорий был вызван для присутствия в Синоде, в 1829 году – возведен в сан архиепископа, переведен в Рязань и сделан членом Синода; в 1831 г. 28 июля он назначен был в тверскую епархию. Сюда он поступил в 47 лет, укрепленный опытами предыдущего архипастырского служения. В бытность его в Твери, ему выпал счастливый жребий быть главным деятелем при открытии, в 1831 году, мощей свят. Митрофана. За участие в этом деле ему была пожалована от Императора украшенная драгоценными камнями панагия.

Среди своей паствы преосвященный Григорий приобрел и глубокое уважение и искреннюю любовь. Прежняя строгость его, иногда доходившая до суровости, сменялась мягкостию и даже ласковостию. Служа в Твери, преосвященный Григорий отличался особенною ревностью: каждый воскресный и праздничный день он служил литургию, и почти каждую службу говорил свою проповедь; при богослужении он строго соблюдал устав и от других требовал того же. Зная, что каждое его слово усердно принимается слушателями, он не распространялся в раскрытии и доказательстве проповедуемых истин, а излагал их кратко и вразумительно; зная, что на него смотрят, как на священный авторитет, он говорил в поучениях от своего лица, выражался просто и общедоступно.

Административная деятельность его имела особенный характер. От ищущих священнослужительского сана он требовал «заручного одобрения» прихожан и, следовательно, хотел соблюсти древний обычай, когда членов клира избирало все общество. В случае несогласия члена причта с прихожанами он спешил перевести духовное лицо в другой приход, дабы положить конец возникшему несогласию. Ежегодно он обозревал свою епархию по частям. В уездных городах, или в многолюдных местечках он оставался надолго; сюда собирались духовные лица из окрестных сел и стекалось множество народа. Святитель здесь совершал церковную службу, сопровождая ее сильным поучением, которое у слушателей исторгало слезы. Духовенство он поучал особо, по выходе народа из храма; и эти поучения нередко выслушивались со слезами.

В Тверской губернии было много раскольников–поповцев и беспоповцев. Прибыв туда, архиепископ Григорий обратил на них все свое внимание, часто посещал места, населенные ими, заходил в скиты и часовни, долго беседовал с ними, особенно с их книжниками. Эти беседы сделали его сильным в состязаниях с раскольниками и приучили к простому и удобопонятному способу выражения мыслей. В приходы, где было много раскольников, он ставил надежных и опытных священников, руководил ими в состязаниях с раскольниками и требовал отчетов о результатах их деятельности. И архипастырь имел большой успех: многие скиты и часовни сами собою падали и уничтожались, раскольники переходили или в единоверие, или в православие, а у тех, которые остались в расколе, ослабела вражда к православной церкви. Успеху в этом деле особенно способствовала личность самого архипастыря, особенно его строгий образ жизни, доходивший до аскетизма и строгое соблюдение устава церковного.

В 1837 г., по случаю глазной болезни, высокопреосвященный был уволен от присутствия в Синоде и получил возможность более сосредоточить свою деятельность на пастве. До какой степени паства любила и уважала его, видно из ее прощания с архипастырем, когда он 25 марта 1848 года должен был перейти на казанскую кафедру. В этот день, после вечерни, собрались массы народа в Тверской кафедральный собор. Говоря прощальную речь, владыка, от сильного волнения не мог кончить ее; протодиакон, также от волнения, не мог окончить многолетия. Выйдя на паперть, владыка благословил народ, во множестве собравшийся на берегах Волги и Тмаки и, по случаю разлива, не могший прибыть к собору. Народ ответил своему любимому и до благоговения уважаемому святителю падением ниц.

По прибытии в Казань, преосвященный избрал образцом своей деятельности первых святителей казанских – св. Гурия и Варсонофия. Усердно изучив жизнь здешних инородцев–татар, владыка направил все свои силы на то, чтобы у крещенных татар были богослужебные книги на их родном языке. По воле Императора Николая 1-го, еще в 1847 г. при казанской духовной академии был учрежден комитет для перевода священных и богослужебных книг на татарский язык. В комитет вошли наставники академии, знавшие этот язык, и профессор восточных языков при казанском университете Казем-Бек. Наставники академии делали точный перевод книг с греческого и славянского языка на русский, а Казем-Бек переводил на татарский вразумительно и ясно. В трудах комитета преосвященный принимал самое живое участие. Прибыв в 1850 г. в Петербург, для присутствия в Синоде, Григорий стал ходатайствовать об учреждении в столице временного комитета для пересмотра переводов на татарский язык. Комитет, под председательством Григория, составили: профессор духовной академии архимандрит Иоанн, упомянутый выше Казем-Бек, переведений в Петербургский университет и вызванный из казанской академии, бакалавр Николай Ильминский. Сам преосвященный и архимандрит Иоанн разъясняли греческо-славянский текст переводимых книг, Ильминский и Казем-Бек служили комитету знанием татарского языка. Комитет действовал энергично; собирался еженедельно, строго проверял все присылаемые из Казани переводы; каждое слово сличал с соответственным словом подлинника. В 1852 году напечатан был перевод литургии Иоанна Златоустого и часослова; в 1853 – перевод четвероевангелия; в 1854–56 – места из посланий апостольских, читаемые в воскресные и праздничные дни; затем приступлено было к переводу и пересмотру других мест из апостола. Комитет рассматривал уже перевод апокалипсиса, когда председатель его, в 1856 г., был назначен митрополитом петербургским. Дела комитета преосвященный передал своему преемнику в Казани. При назначении Григория в митрополиты, готовы были к изданию все прочие книги Нового завета.

Пребывая в Казани, владыка с такою же, как и в Твери энергиею, действовал против раскольников. Но тут он проявил еще и особого рода деятельность. В начале 50-х годов Синод обратил особенное внимание на раскол; собирались точные сведения о числе раскольников, о местах их жительства, об образе жизни. В 1852 г. положено было учредить, при академии и семинариях, специальные классы по расколу, как для изучения раскола в его минувшей судьбе и теперешнем состоянии, так и для приготовления миссионеров. В устройстве этого деда Синод руководился указаниями Григория. В 1854 г., по Высочайше утвержденному распоряжению Синода, вызваны были, из разных епархий, в Петербург священники, для приготовления к миссионерской деятельности против раскола. Преосвященный Григорий читал этим священникам историю раскола, изъяснял способы действования на раскол, предлагал опыты опровержения раскольнических толков. Делом этим занимался Григорий даже и тогда, когда был митрополитом.

В 1849 г., 3-го апреля, за подвиги ревности и за благоразумные распоряжения по устройству епархии, Григорий получил Высочайший рескрипт и пожалован алмазным крестом, для ношения на клобуке. В 1856 г., 26-го августа, он участвовал в священном обряде коронования Императора Александра 2. В этот день он возведен лично в сан митрополита казанского «за благоразумную ревность и неутомимую деятельность в слове и примере благочестия, в приготовлении благовестников веры Христовой и в просвещении заблудших чад церкви».

2-го октября 1856 г., в день въезда, после коронации, в Петербург Александра 2 и Императрицы Марии Александровны, преосвященный Григорий, вместе с членами Синода и петербургским духовенством, встречал Их Величества в Казанском соборе, уже в сане митрополита петербургского.

Строгий и ревностный, уже 74-х-летний подвижник благочестия, новый митрополит явился на свою митрополию с словом обличения и воззванием о покаянии. Слова премудрого: «не медли обратитися ко Господу, и не отлагай день от дне» (Сир. 5:8) стояли в заглавии многих проповедей его к петербургской пастве. Ими определяется характер его проповеднической деятельности. 4 раза он встречал в столице новый год и говоря в эти дни свою проповедь, он поучал покаянию, не оставляя этой темы и в других проповедях. Имея от старости слабый голос, он часто поручал другим произносить его проповеди. Когда поучения его, с 1858 года, стали печататься в «Духовной Беседе», он сделал распоряжение, чтобы они, а особенно – слова о покаянии, читались в приходских церквах. С 1859 года в том же журнале стал печататься ряд статей преосвященного Григория, под заглавием: «Свечка во тьму и сумрак». В передовой статье к читателю говорится: «С недавнего времени начали показываться не только в среднем, но даже в высшем, а потом и в низшем круге народа, несогласные, или даже прямо противные вере, а посему крайне вредные для спасения души мысли. Такие мысли местами высказываются не только как глупости и бредни безнравственных пустомелей и глупцов на улице, в безумную шутку, но нередко высказываются как мысли, составляющие душевное убеждение говорящего, высказываются как истина». И далее: «я представил тебе здесь только такие возражения против веры, которые наиболее повторяются в нынешнем свете. Последний произвел и теперь производит их так много, что всего не исчислишь, а непременно что-нибудь пропустишь».

Некоторые явления в петербургском обществе и в литературе конца 50-х годов сильно беспокоили благочестивого архипастыря, вызывали его, кроме литературной деятельности, и на административные распоряжения. В конце 1858 и начале 1859 года явился в Петербурге католический проповедник Сойар. В католический собор св. Екатерины собирались многие из православных; газеты приняли Сойара под свою защиту. В увлечении французским проповедником владыка видел не только легкомыслие русского общества, но и шаткость его в православии. Он старался противодействовать вольномыслию то проповедями, то заметками в «Духовной Беседе». Он писал напр. в церковной летописи от 14-го мая 1860 г.: «Наши фельетонисты растерялись до такой степени, что забыли и имя столь важного для души времени (вел. поста), и дали ему имя: музыкальный сезон, период концертов и т. д. Куда же девалось христианство у жарких ревнителей нынешнего просвещения»?

Несмотря на старческие немощи и множество трудов и забот, владыка часто совершал церковную службу и много заботился о ее благолепии. На улучшение хора невских певчих он не щадил своих денег. Певчих собирали со всех мест России; сочинения, выполнявшиеся певчими, он сам выбирал; в великом посту употреблялось столповое пение. Престарелый архипастырь всегда с душевным волнением читал, при богослужении, Евангелие, особенно о добром пастыре, полагающем душу за овец; с душевным волнением он нередко и проповедовал.

При вступлении на петербургскую митрополию он говорил духовенству: «одному мне невозможно достигнуть великой цели моего звания. Усердная ваша помощь мне необходима. А моя великая цель есть вместе и ваша цель». От подчиненных он требовал строгого исполнения долга, и чтобы это было для них легче, он умножил при некоторых приходских церквах столицы число священнослужителей и требовал, чтобы они так же часто и так же просто проповедовали, как он сам.

Заботясь в Казани о переводе священных книг на татарский язык, преосвященный Григорий здесь обратил внимание на перевод на финский язык. Преподаватель финского языка в семинарии, Фриман, еще с 1849 года переводил богослужебные книги на финский язык, но дело подвигалось медленно. Переводы его посылались на просмотр к финляндским священникам и возвращались к нему с замечаниями и поправками. В 1858 году, до сведения митрополита Григория дошло, что многие православные финны, не имея православных богослужебных книг, употребляют лютеранские молитвенники и ходят в лютеранские кирки. Посему он начал содействовать успеху переводов. Архимандрит Павел, урожд. тверской губернии, знавший, по месту родины, корельский язык и Фриман повели дело переводов скорее.

Просветительная деятельность преосвященного Григория была разнообразна. Состоя в звании бакалавра, профессора и ректора петербургской академии, он составил записки по догматическому богословию. Записки эти разошлись по всем академиям и семинариям и были важным пособием для преподавателей. В 1817 г. Григорий был возведен на степень доктора богословии. Представленное им на соискание этой степени сочинение: «Commentatio de pophefis in genere» одобрили: Михаил архиепископ черниговский и Серафим архиепископ тверской. В 1821 году, Григорий, будучи ректором академии, предложил издавать здесь журнал «Христианское Чтение». В нем за 1822 год помещены сочинения преосвященного Григория: 1) учение о Боге, поскольку Он есть един, и 2) учение о Троице. С 1821 г. преосвященный Григорий был членом комиссии духовных училищ и российской академии.

При переводе из Твери в Казань, Григорий пожертвовал в тверскую семинарию 497 номеров книг, за что получил особенную благодарность Синода 27-го апреля 1850 г. Служа в Казани, преосвященный издал жития Гурия и Варсонофия и несколько раз издавал свои проповеди. В 1854 г. он издал сочинение: «Истинно древняя и истинно православная Христова церковь, изложение в отношении к глаголемому старообрядству», сочинение, начатое еще в Твери и несколько раз им исправленное. При жизни автора оно издавалось 4 раза с новыми поправками и дополнениями. Сочинение это отличается особенною ясностью и основательностью и имеет еще ту особенность, что доказательства берутся здесь из тех сочинений и источников, которые принимаются и уважаются как православными, так и старообрядцами.

Для казанской академии преосвященный Григорий сделал очень много. По его ходатайству, здесь с 1855 г. началось издание журнала: «Православный Собеседник». По программе его, составленной по указаниям Григория, в нем должны были решаться вопросы преимущественно о расколе. По его же ходатайству передана была в казанскую академию богатейшая библиотека Соловецкого монастыря, имеющая множество древних рукописей. Много книг пожертвовал он сюда и из собственной библиотеки. В академии он старался усилить преподавание предметов, относящихся к расколу. Благодаря этому, отсюда вышло много ученых сочинений по расколу.

Управляя петербургской епархией, преосвященный Григорий, с целью побудить здешнее духовенство, и особенно семинарских наставников, к духовно-литературной деятельности, испросил, в 1857 г. у Св. Синода разрешение на издание, при семинарии, журнала: «Духовная беседа». Он издавался еженедельно и религиозным потребностям общества удовлетворял более, чем «Христианское Чтение», наполненное более учеными и серьезными статьями. В «Духовной беседе» помещались, доселе не имевшие места в духовных журналах, сведения о начальственных распоряжениях по духовному ведомству и о замечательных современных событиях. В 1858 году, по мысли и по ходатайству пред Св. Синодом митрополита Григория, начали издавать при духовной академии «Переводы византийских историков». По мысли Григория преобразован и духовно-цензурный комитет.

О ревности митрополита Григория к духовному просвещению православного общества свидетельствует и следующее его распоряжение, сопровождавшееся крупным материальным пожертвованием. В то время, в образованных странах Европы, вследствие усиленного развития материализма, проявилось сильное религиозное движение. Иезуиты, потерявшие возможность действовать в пользу католичества политическими интригами, старались поддержать оное путем литературы и пропаганды между частными лицами. Протестантские богословы также занялись религиозными вопросами и определением истинного вероисповедания. Чтобы оградить православную церковь от вредного влияния западных богословов, митрополит Григорий нашел нужным противопоставить всем религиозным исследованиям запада такое капитальное сочинение о религиозной истине, в котором бы истина православия была доказана для всякого ясно и убедительно. В 1859 г. он доложил Синоду, что он находит весьма нужным: 1) чтобы твердо, обстоятельно, ясно, но всевозможно кратко была доказана словом Божиим, определениями святых соборов и свидетельствами св. отцов церкви, истина православия православной церкви, так, чтобы всякий беспристрастный и рассудительный человек, читая такое сочинение, мог видеть, что именно она есть истинно православная христова церковь; 2) чтобы твердо, обстоятельно, ясно, но все возможно кратко было доказано, что патриарх западной церкви, или папа, не есть глава или властитель всей христовой церкви; доказательства должны быть заимствованы из слова Божия, определений святых соборов и свидетельств св. отцов церкви восточной и западной, с ясным, обстоятельным, но возможно кратким опровержением доказательств, какие в наше время употребляют паписты для доказательства властительства папы во всей христовой церкви; 3) чтобы твердо, обстоятельно, ясно, но всевозможно кратко было доказано словом Божиим и церковною историею православие православной церкви для лютеран, с твердым, обстоятельным, но всевозможно кратким опровержением доказательств, какими лютеранство защищает свои мнения. Каждый из этих предметов должен быть обработан особо. Желающие принять на себя обработку которого либо из означенных предметов, имеют представить свои сочинения в конференцию которой либо духовной академии, а конференция, рассмотрев присланные им сочинения без замедления, и определив, которое из них лучше, пересылают все рассмотренные сочинения в конференцию с.-петербургской духовной академии, для окончательного рассмотрения и решения. В награду авторам и в обеспечение печатания этих сочинений высокопреосвященный Григорий представил от себя 3500 р. Синод, утвердив это предложение, постановил, чтобы из пожертвованной суммы выдано было, в свое время, сочинителям, за каждое лучшее из трех сочинений, по 650 р., а остальные 1550 р. употреблены были на издание сочинений.

В бытность митрополитом с.-петербургским, высокопреосвященный Григорий был избран в число почетных членов академии наук и университетов казанского и петербургского.

Подобно митрополиту Никанору, Григорий отличался подвигами благотворительности. Все доходы свои он употреблял на пополнение своей библиотеки и на помощь нуждающимся; он любил подавать бедным, особенно после совершения богослужения. Просителям он подавал столько, сколько могла вместить рука. Ведя строго умеренный образ жизни, он был так щедр к другим, что иногда сам, вследствие этого, нуждался в деньгах. В Твери ему не на что было издать своих сочинений; в Казани его проповеди изданы были при помощи одного купца. В 1851 г., бывши в Петербурге членом Синода, он так нуждался, что должен был просить себе единовременного пособия, которое и было ему Всемилостивейше выдано, в количестве 2000 р. Он много служил и общественной благотворительности, на что имел полную возможность, бывши с 1824 года почетным членом, а с 1856 г. – председателем человеколюбивого общества.

Заслуги Григория на пользу отечественной церкви и духовного просвещения были награждаемы Высочайшими наградами. Скажем о тех наградах, которые получил он, бывши петербургским митрополитом, 4-го января 1857 г. ему была Всемилостивейше пожалована бриллиантами украшенная панагия; 12-го апреля 1859 г. орден св. Андрея Первозванного, с рескриптом, в котором, между прочим, говорилось: «уважая пастырскую ревность, являемую вами в общих делах отечественной церкви и в управлении вверенными вам паствами, с стремлением утверждать в народе древнее вселенское благочестие и внушать теплую о сем заботу в сердца духовных питомцев, будущих служителей церкви, мы, с истинным удовольствием видим оправдание наших надежд в столь полезной православному отечеству деятельности, и признав за благо почтить ваши многолетние заслуги новым доказательством нашего отличного благоволения, Всемилостивейше сопричисляем вас к Императорскому ордену нашему св. апостола Андрея». В том же 1859 году владыке пожалован был греческий орден Спасителя большого креста.

Приступаем к описанию кончины святителя. В мае 1860 г. скончался в Невской лавре Елпидифор, архиепископ таврический. Высокопреосвященный Григорий, неоднократно посещавший умершего со словом утешения, совершил вынос его тела в церковь, 1-го июня, и при этом сам получил простуду. Впрочем, больной был на ногах и продолжал свои обычные дела, от которых врачи советовали ему удерживаться. С 12-го июня болезнь владыки получила угрожающий характер; в ночь с 16-го на 17-е июня владыка был напутствован таинствами покаяния, причащения и елеопомазания, которые совершал викарий, епископ Леонтий (ныне член Синода, архиепископ холмско-варшавский). В 3 часа утра 17-го июля высокопреосвященный митрополит скончался.

Вынос тела митрополита в Невский собор, 18-го июня, совершал архиепископ херсонский Димитрий, с 4-мя епископами и духовенством столицы. Пред выносом, ректор семинарии, архимандрит Платон, в глубоко-прочувствованной речи, выразил скорбь подчиненных о потере мудрого и деятельнейшего архипастыря. Здесь говорилось между прочим: «Осиротела паства твоя, осиротели и надежды наши, которые возбуждала в нас твоя неутомимая пастырская деятельность и твоя пламенная ревность о церкви; Служение Богу было усладою твоей жизни и ревность о славе имени Его снедала твою душу. Твоя любовь скорбела и сокрушалась о немощных братиях, которых дух мрака отторгнул от церкви, и ты словом и писанием рассеивал мрак их заблуждений, старался возвратить их в недра православной церкви. Теперь мы все лишились отца и руководителя, который давал направление нашей умственной и нравственной деятельности, поправлял недостатки, возбуждал и поощрял успехи. Велика паша потеря».

Отпевание совершал 22 июня, также высокопреосвященный Димитрий, с епископами: Антонием кишиневским, Григорием Калужским, Нектарием Выборгским (ректором академии) и Леонтием Ревельским, с духовником Их Императорских Величеств, Василием Борисовичем Бажановым и многочисленным духовенством столицы.

К отпеванию изволили прибыть Его Величество Государь Император и Их Высочества, Великие Князья: Константин, Николай и Михаил Николаевичи. Тело высокопреосвященного митрополита Григория погребено в лаврской Благовещенской церкви, при огромном стечении почитателей памяти его.


Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып.8. - Санкт-Петербург, 1884. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle