Источник

Высокопреосвященный митрополит Михаил

Высокопреосвященный митрополит Михаил родился 8 ноября 1762 года. Отец его, пономарь Михаил, служил в селе Топоркове, богородского уезда, московской епархии. В семействе пономаря были тогда жена и сын. Михаил при рождении был назван Матвеем. Отец его, страдавший от оспы, в день рождения Матвея, принимал таинство Елеосвящения. К нему поднесли новорожденного младенца, и он благословил его руками, помазанными елеем. Отец скончался в тот день, когда над Матвеем совершено было таинство Крещения. Мать его, истомленная горестью, не могла сама кормить младенца и не имела средств нанять кормилицу. Поэтому, при участии добрых людей, младенец был вскормлен молоком козы. Чтобы дать осиротелому семейству средства к жизни, московский митрополит Платон (Малиновский) оставил за Матвеем причетническое место отца его. Возрастая среди скромной обстановки сельского церковника, Матвей готовился к должности, которую проходил отец. Дядя его, Матвей, священник села Хомягина, научил его читать псалтирь, петь церковные песни, и когда сирота достиг 14-ти летнего возраста, мать отвела его к митр. Платону (Левшину) и просила определить сына на место, предоставленное ему от рождения. Платон оставил за ним место на прежних правах, не сделал его причетником, а отослал в ученье в Троицкую семинарию. Здесь Матвей, с фамилией Десницкого, учился шесть лет (с 1776 по 1782 год). Семинария, под покровительством Платона, была в цветущем состоянии. Содействуя успеху наук и зная, что ученым занятиям особенно благоприятствует уединенная жизнь монаха, Платон старался развивать в учащихся стремление к монашеству и определяя в семинарию наставников, всегда предпочитал монахов.

Во время пребывания здесь Матвея Десницкого, все преподаватели были монахи. Десницкий сам стал стремиться к монашеству и уже с 23-х лет готов был идти в монахи. В Семинарии Десницкий отличался кротостию в обращении с товарищами, ревностью к наукам, даром слова и искусством вести публичные диспуты, употреблявшиеся тогда в духовных училищах.

В это время некоторые ревнители христ. просвещения, во главе которых стояли Новиков и Шварц, основали в Москве «Дружеское ученое общество» и при нем – филологическую семинарию. Сюда вступил Матвей Десницкий, рекомендованный Платоном, как один из лучших духовных воспитанников. Здесь он обучался немецкому и французскому языкам; в тоже время слушал курс наук в университете и посещал богословские лекции в духовной академии.

Так как основатели дружеского ученого общества, Новиков и Шварц, были люди с направлением религиозно-мистическим, то и Матвей Десницкий, проживший молодые годы среди членов этого общества, отличался тем же характером. Религиозный мистицизм и забота о «внутреннем» человеке сделались господствующими чертами Десницкого во всю жизнь. Этим характером запечатлены его проповеди и письма. Тем же стремлением к внутреннему самоусовершенствованию объясняется отчасти и любовь Десницкого к монашеской жизни.

Окончив учение в филологической семинарии, Десницкий хотел идти в монахи, но так как на это не было благословения матери, то он оставил это намерение и в 1785 году, вступив в брак, сделался священником церкви Иоанна Воина, в Москве, в Якиманской части близь Калужских ворот. Усердием к богослужению, готовностью исполнять христ. требы по первому зову, а особенно своими проповедями, Матвей Десницкий вскоре привлек в свою церковь многочисленных богомольцев, возвысил благолепие храма и устроил в ней прекрасный иконостас, по плану известного Баженова. В церковь Иоанна Воина стекались богомольцы и высокого звания и простого, потому что его служение привлекало всех, а его проповеди были понятны и близки сердцу каждого. Даже ревнители старины любили слушать поучения Десницкого и многие из них возвратились в лоно св. церкви единственно по его убеждениям. Во дни св. Четыредесятницы, не имея времени составлять поучения, Десницкий читал в церкви поучения св. отцов, особенно св. Тихона Воронежского, говорил богомольцам краткие слова без приготовления и не оставлял ни одной службы без назидания.

При обширной деятельности приходского священника Десницкий находил время и на труды вне храма: давал уроки закона Божия детям знатных лиц, предлагал поучения в соборах, по назначению митрополита Платона. Рассказывают такой случай: когда пришло в Москву известие о заключении мира с Швецией и назначено было, в Успенском Соборе, благодарственное служение, тогда поручено было сказать слово ректору духовной академии. В день служения ректор сделался болен. Тогда Митрополит Платон призывает Матвея Десницкого и убеждает его сказать слово. Скромный священник, покоряясь воле Архипастыря, произносит слово, почти без приготовления, слово столь замечательное, что митрополит отсылает оное в Петербург, к Императрице, а главнокомандующий Москвы, Князь Александр Александрович Прозоровский, приглашает проповедника, в тот же день, к обеденному столу, вместе с митрополитом и др. знатными особами.

В 1796 г. Десницкий, по повелению Императора Павла, был вызван в Петербург и определен пресвитером при Высочайшем Дворе. Здесь он не прослужил и трех лет, как Господь призвал его к монашеству, к которому стремился он с юности. Когда трое детей его умерли еще в колыбели, а за ним умерла и мать их, тогда Государь изъявил желание, чтобы Десницкий принял монашество, Пострижение его совершено было, в 1799 году, в Гатчинской придворной церкви, и Матвей Десницкий принял, в память отца, имя Михаила. 1799 года, декабря 1-го, Михаил был возведен в Архимандриты новгородского Юрьева монастыря, сделан членом Синода и законоучителем 1-го Кадетского Корпуса. В 1802 году, июля 5-го, он был наречен, а 20-го – хиротонисан во епископа Старорусского. Служение в Новгороде Михаил проходил с тем же усердием, каким отличался в звании приходского священника. Совершал богослужение не упустительно, проповедовал при каждом служении, участвовал во всех крестных ходах, обозревал епархию, не тяготясь ни отдаленностью расстояния, ни трудностями путешествия. Посещая сельские церкви, обращался ко всем с архипастырским словом, вникал в нужды духовенства, разбирал отношения прихожан к причту, водворял мир и назидал в правилах благочестия.

18-го декабря 1803 г., Михаил был возведен на кафедру черниговскую. В 1806 г., 19-го ноября сделан архиепископом, кавалером ордена св. Анны 1-й ст. и Капелланом ордена св. Иоанна Иерусалимского. В черниговской епархии высокопр. Михаил нашел много неустройств: духовенство стояло на низкой степени образования; диаконов было мало, причетники были почти безграмотные. Михаил принялся с энергией за устройство епарх. дел. Завел строгие экзамены ставленникам; многих испытывал сам, улучшил семинарское здание, позаботился о лучшей постановке учебного дела, к духовенству стал в самые близкие отношения; просителей принимал лично сам, ссорившихся ставил на очную ставку и старался увещаниями склонять к миру. Этими распоряжениями он сократил переписку, водворил мир в духовенстве, содействовал обращению к церкви многих ревнителей старины и вообще возвысил черниговскую паству.

В домашней жизни Михаил держался чрезвычайной простоты; принимал всех, без предварительного доклада, обходился кротко, судил проступки снисходительно; для занятий вставал в ночное время, домашнюю прислугу не затруднял, так как умел сам обходиться без нее; служащие при нем в дни своих именин, рождений и сельских праздников являлись к нему и он дарил им образа, деньги и книги, на прогулках разговаривал с детьми, давал им наставления, входил в нужды неимущих и щедро помогал им.

Во время своего управления черниговской епархией, Михаил стал думать о близком часе смертном. К этому расположила его, прежде всего, кончина матери, никогда не разлучавшейся с сыном, а потом – обморок, которому однажды он подвергся, в молитвенной комнате, подле крестовой церкви. Преосвящ., в завещании, просил не созывать на его погребение соседних преосвященных, и чтобы похоронил его один только духовный отец его, подле могилы его матери; приготовил облачение, в котором похоронить его, и возил его всегда с собой во время путешествий.

1813 года 2 декабря Михаил был вызван в Синод для присутствия в его заседаниях. Проезжая в Петербург через Москву, он был встречен жителями с любовию и благоговением. Помня прежнего священника церкви Иоанна Воина, народ во множестве стекался к нему, чтобы получить от него архипастырское благословение; комнаты его в Петровском монастыре были с утра до вечера наполнены посетителями. Высокопреосвященный посетил церковь Иоанна Воина и встреченный с иконами и зажженными свечами, он молился в церкви, с амвона произнес благодарение Богу за милости, посетил квартиры всех членов причта, не исключая просвирни, и потом отправился в Петербург.

В 1814 г., указом 30 августа, Михаил возведен в члены Свят. Синода и Комиссии Дух. Училищ, в тоже время получил знание члена Российской Академии и Человеколюбивого Общества. Пребывая в Петербурге, он деятельно трудился, принимая участие в библейском обществе. В 1817 г. еще раз посетил свою черниговскую паству, и свое посещение сопровождал постоянными поучениями как народу, так особенно пастырям.

1818 г., марта 26, высокопр. Михаил возведен был в митрополиты Петербургские. В день Преполовения, мая 8, облачившись в Троицком соборе, он, в торжественном крестном ходе, отправился в Петропавловскую крепость, отслужил в соборе литургию, за которой говорил, петербургской пастве, приветственное слово, потом совершил водоосвящение и прошел с крестным ходом по стенам крепости. Так как около этого времени новгородская епархия соединена была с петербургскою, то высокопр. Михаилу пришлось в одно время, управлять двумя епархиями. Несмотря на множество трудов в Синоде и в библейском обществе, он имел время лично осматривать обе епархии. Опять посетил отдаленные погосты новгородские, в петербургской епархии был в таких местах, которые никогда не видывали архипастыря; посетил монастыри Валаамский и Коневский, был во многих церквах Финляндии.

Занятия в библейском обществе причиняли высокопр. Михаилу, кроме тяжелого труда, много неприятностей. Ему приходилось исправлять переводы свящ. книг, рассматривать разные проекты касательно этого дела, вести борьбу с приверженцами иноверия, каковы были известные Линдль и особенно Госнер. Так как проповеди католика Госнера слишком увлекали православную паству, то, в противодействие Госнеру, Михаил хотел усилить проповедничество православное: он сам не утомленно проповедовал; по его же влиянию был издан Святейшим Синодом указ об усилении проповеднического дела в России. Указом внушалось преосвященным заботиться о развитии проповедничества; в те церкви, куда стекается много богомольцев, назначать лучших проповедников из других церквей; требовать, чтобы проповедники говорили как можно чаще, языком простым и внятным и, в проповедях, держались ближе к творениям св. отцов, в числе коих указывались огласительные поучения Кирилла Иерусалимского.

Труды по управлению епархией, занятия в библейском обществе и часто происходившие там пререкания расстраивали здоровье архипастыря. Ему советовали меньше трудиться, но он превозмогал себя. 8-го ноября 1820 года наступил 60 год его жизни. Год этот Михаил считал для себя роковым. Предчувствие не обмануло его. Неприятности по делам расстроили его здоровье. 23 декабря он воротился из Синода до того расстроенный, что его должны были вынести из кареты. Чувствуя упадок сил, но понимая важность своих обязанностей, владыка был, по-прежнему, усерден в служении, но уже служил, большею частью, у себя в домашней церкви, без свиты; с большим трудом служил первую седмицу Великого поста, в субботу приобщался и приобщал служащих. 10 марта был еще раз в заседании Синода; принял таинство елеосвящения, ежедневно приобщался св. таин, 24 марта с утра начал прощаться с окружавшими; сперва говорил, потом только молча благословлял. В шестом часу по полудни 1821 года мирно скончался при пении архиер. певчими стиха: «Ныне отпущаеши...».

Марта 26-го, т. е. в то число, в которое, за три года перед тем, он определен был митрополитом, тело его, всеми членами св. синода и всем духовенством столицы, вынесено в Троицкий Александро-Невский собор 29 марта после отпевания, останки святителя обнесены были вокруг собора и потом положены в церкви Св. Духа, еще не оконченной тогда внутри.3 Святитель погребен на том месте, которое сам назначил, по заложении алтаря, именно там, где теперь находится жертвенник. Над головой покойного, на белой мраморной дощечке, написано: «Помяни Господи митрополита Михаила».

Высокопреосв. Михаил не долго был архипастырем, но заслужил память в потомстве, как деятельный пастырь и автор высоко-назидательных сочинений. О деятельности его пастырской говорено было выше. Из сочинений его прежде всего следует указать его беседы, частью говоренные по частным случаям, частью объясняющие какой-либо отдел христ. учения. Таковы его беседы катехизические, беседы о литургии, о покаянии. Беседы Михаила не отличаются как произведения ораторского искусства: но они просты и вполне назидательны для слушателя, на какой бы степени духовного развития ни стоял он. Кроме бесед, от Михаила дошли отдельные трактаты, написанные в духе тогдашнего религиозного направления, не чуждого мистицизма. Таковы напр.: 1) изображение ветхого, внешнего, плотского, и нового, внутреннего, духовного человека; 2) труд, пища и покой духа человеческого; 3) о внутреннем состоянии человека. Наставление простолюдинам, как молиться Богу.

Для характеристики Михаила, как духовного наставника, замечательны его письма, писанные к близким знакомым. В этих письмах, просто и ясно изложенных, видно то же религиозно-мистическое направление, которыми отличаются беседы Михаила. Тут постоянные напоминания о внутр. человеке, о внутр. молитве, о стремлении к самоусовершенствованию в духе христовом.

Первое издание сочинений высокопр. Михаила вышло в десяти томах, еще при жизни автора. Напечатанное в 3000 экземплярах, оно разошлось немедленно по отпечатании, и Михаил приступил ко второму изданию, с целью доставить своим бедным родственникам денежное обеспечение. Но эта цель была приведена в исполнение уже по смерти Михаила. Издание вышло в 1824 г. при пособии от Государя; потом еще раз было издание в 1854–1857 годах в Москве.

* * *

3

Церковь Св. Духа была начата Михаилом, так как соседняя церковь Благовещения была в зимнее время тесна для слушателей, стекавшихся на его проповеди.


Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып.8. - Санкт-Петербург, 1884. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle