Источник

Причины разновидности в составе духовенства

Причинами разновидности в составе духовенства были: законодательное и выборное начало.

Из-за множества во всей России убылых мест при церквях, из-за малочисленности свободных, т. е. без местных, людей духовного звания, за неимением и в других сословиях грамотных, способных понести церковную службу, законы сего времени позволяли принимать и ставить в духовные чины лиц из всех сословий, лишь бы нашлись способные и достойные служения церкви.

При этом требовалось, чтобы люди других сословий, ведомств, епархий, к просьбам об определении на приход прилагали абшиты (т. е. увольнительные свидетельства) от своих сословий, ведомств, архиереев или главных начальников. Если просители вносили в казну подати, то в абшитах должно быть прописано кто принимает на себя обязательство платить их за увольняемых в духовное звание. Обязательство же сие брали помещики, общества или родственники увольняемого. Без абшитов никого в духовное звание не принимали.

Святейший Синод и епархиальные архиереи не имели в запасе кандидатов на духовные должности. Поэтому, указами: февральским 1722 года и от 8-го января 1739 года было постановлено, чтобы священно-церковнослужители и прихожане, на праздные места сами выбирали кандидатов, где могут, и представляли архиереям для утверждения и посвящения. Выборное начало имело в это время обширнейшее применение. Сам Св. Синод, когда просили у него священника или причетника к какой-нибудь церкви в С.-Петербургской епархии, отказывал в просьбе, прибавляя, что священно-церковнослужители и прихожане должны избрать и представить к епископу кандидатов, а в виду Св. Синода таковых не имеется. И все почти должности замещались теперь по выборам с заручными от причта и прихода.

Следует, впрочем, оговориться. Выборное начало не вытекало из каких-либо принципов веры, а было вынужденным последствием крайнего недостатка в людях, годных на служение святой Церкви. И, собственно говоря, тут не было выбора: ибо выбирают из многих способных одного достойнейшего. Гораздо правильнее эти выборы назвать приискиванием годных людей для церковного служения. Ибо вот как совершались сии выборы. Открывалось вакантное место при церкви. Священно-церковнослужители искали кого бы представить eпископу кандидатом на место. Попадался ли им случайно человек, умевший читать по церковному, писать, петь, привычный к богослужению, прибывший откуда-нибудь, например, для свидания с родными? Или уже служивший при другой церкви являлся к священнослужителям и просил принять его на открывшееся место? Или сами они, не имея никого в виду, пожелали взять к себе, например, диакона от другой церкви и тот соглашался перейти? Тогда священник писал прошение, собирал подписи прихожан, которые, случалось, и не видали выборного человека, и заручную подавал по порядку, приписывая, что других кандидатов в виду не имеется. Такого выборного и определяли к месту, всегда, почти, без отказа.

Но когда подавали ставленнические прошения студенты, учившиеся в школах, то епископ поставлял их без спроса прихожан. Так следовало и по указу 8-го января 1739 года, где устанавливалось участие прихожан лишь на время, пока семинарии не произведут достаточного количества образованных людей для потребностей епархии. Прихожане не только не протестовали против лица, назначенного епископом, но и рады были, что избавлялись от забот выбора.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle