АВРАÁМ
АВРАÁМ – родоначальник избранного народа, занимающий особое место в Домостроительстве нашего спасения. Его призвание было не только первым этапом в осуществлении Замысла Божия, но оно уже установило и его основную направленность. В книге Бытия А. предстает перед нами как человек, которого Бог привлек к Себе и затем подверг испытанию, чтобы сделать его безмерно благословенным отцом бесчисленного народа Ветхого Завета.
Призвание А. Вся жизнь А. протекает под знаком свободного избрания его Богом. Первым изъявляет Свою волю Господь. В семье, служившей иным богам, Он избирает А. (Ис. Нав. 24, 2), выводит его из Ура (Быт. 11, 31) и ведет его Своими путями в неизвестную страну (Евр. 11, 8). Это Божественное волеизъявление есть почин любви: с самого начала Бог проявляет к А. безмерную щедрость. Его обетования предначертывают удивительное будущее. Постоянно повторяются слова: «Я дам тебе»; Бог даст А. землю (Быт. 12, 7; 13, 15; 15, 18; 17, 8), щедро его одарит и весьма умножит семя его (Быт. 12, 2; 16, 10; 22, 17). Казалось бы, что обстоятельства противоречат этим перспективам: А. – кочевник, его жена Сарра – в преклонном возрасте и бесплодна. Благостыня Божественных обетований проявляется в этом еще ярче: будущее А. зависит всецело от всемогущества и благости Божией. В А. уже представлен весь народ Божий, избранный без всяких предварительных заслуг. От него требуется прежде всего бдительная и стойкая вера, безоговорочное принятие Замысла Божия.
Вера эта должна очиститься и окрепнуть через испытание. Бог испытал его, потребовав от него принести в жертву Исаака, на котором именно и покоилось обетование (Быт. 22, 1). А. «не пожалел сына своего, единственного своего» (Быт. 22, 12, 16), но Господь Сам сохранил Исаака, усмотрев «Себе агнца для всесожжения» (Быт. 22, 8, 13). Так проявилась глубина страха Божия у А. (Быт. 22, 12). Кроме того, Бог открыл этим, что Его Замысел ведет не к смерти, а к жизни. Он «не радуется погибели живущих» (Прем. 1, 13; Втор. 12, 31; Иер. 7, 31). Придет день, когда смерть будет побеждена; жертва Исаака раскроется тогда как пророческое предзнаменование (Евр. 11, 19; 2, 14–17; ср. Рим. 8, 32).
Послушание А. приводит к подтверждению обетования (Быт. 22, 16), начало исполнения которого он видит: «Господь благословил А. всем» (Быт. 24,1). «Не было подобного ему в славе» (Сир. 44, 19). Дело идет не о личном счастье: призвание А. быть отцом народа. Слава его – в потомстве. Перемена имени (Аврам становится Авраамом), согласно преданию, свидетельствует об этой направленности, т. к. это новое имя толкуется «отец множества» (Быт. 17, 5). Когда Бог открыл ему намерение истребить города Содом и Гоморру, праотец счел своим долгом ходатайствовать за обреченные города (Быт. 18, 16–33); его отцовство еще шире распространило его влияние; действие этого влияния всемирно: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 18). Размышляя об этом предсказании, иудейское предание находит в нем глубокий смысл: Господь с клятвою обещал А., что в семени его благословятся все народы (Сир. 44, 22). Таким образом, как судьбы греховного человечества предначертаны в Адаме, падшем грешнике, так судьбы спасенного человечества предзнаменованы в А., верующем.
Потомство А. Обетования относятся не только к А. но и к его потомству (Быт. 13, 15; 17, 7), отмеченному предпочтением Божиим: Бог установил союз не с Измаилом и не с Исавом, а с Исааком и с Иаковом (Быт. 17, 15–22; 21, 8–14, 27). Бог возобновляет им Свои обетования (Быт. 26, 3; 28, 13), и они передают их как наследие (28, 4; 48, 15; 50, 24). Когда потомки А. были угнетаемы в Египте, Бог приклонил ухо к их воплям: «И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с А., Исааком и Иаковом» (Откр. 2, 24; ср. Втор. 1, 8). «Вспомнил Он святое слово Свое к А., рабу Своему и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии» (Пс. 104, 42). Позже Он утешает изгнанников, называя их семенем А., «друга Моего» (Ис. 41, 8). В бедственные времена, когда существованию Израиля угрожала опасность, пророки восстанавливали его веру, напоминая именно о призвании А.: «Взгляните на скалу, из которой вы иссечены. Посмотрите на А., отца вашего, и на Сарру, родившую вас» (Ис. 51, 1–2; ср. Ис. 29, 22; Неем. 9, 7). Наилучшая молитва для снискания милости Божией – ссылаться на А. и его потомков: «Вспомни А....» (Исх. 32, 13; Втор. 9, 27; 3Цар. 18, 36); «Ты явишь верность Иакову, милость А., которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых» (Мих. 7, 20).
Но есть и неправильный способ ссылаться на праотца, не правомерное указание на происхождение от него. Недостаточно происходить от него по плоти, чтобы быть его подлинными наследниками; необходима еще духовная связь с ним. Ложно то упование, которое не сопровождается глубокой покорностью Богу. Уже Иезекииль говорил об этом своим современникам (Иез. 33, 24–29). Возвещая Суд Божий, Иоанн Креститель с еще большей силой восстает против того же самообмана: «И не думайте говорить в себе: «отец у нас А.», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей А.» (Мф. 3, 9). Как ни взывал богач-себялюбец в притче: «отче А.», он ничего не получил от своего предка – между ними разверзлась пропасть (Лк. 16, 24). В Евангелии от Иоанна показано то же самое – разоблачая человекоубийственные замыслы враждебно настроенной к Нему части иудеев, Иисус Христос прямо бросает им обвинение в том, что их преимущество быть детьми А. не помешало им стать на деле сынами диавола (Ин. 8, 37–44). Сыновство по плоти – ничто без верности Богу.
На протяжении веков предание восхваляло заслуги А., его послушание (Неем. 9, 8; Сир. 44, 20), его геройство (1 Макк. 2, 52; Прем. 10, 5–6); некоторые иудейские течения, следуя тому направлению, впоследствии впали в преувеличения: всецело полагаясь на дела человеческие, на точное исполнение Закона, их последователи доходили до того, что забывали о самом существенном – все упование возлагать на Бога.
Эта высокомерная претензия, осужденная уже в притче о Мытаре и Фарисее (Лк. 18, 9–14), окончательно разоблачается апостолом Павлом. Опираясь на Быт. 15, 6: «А. поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность», он показывает, что основой спасения является вера: «Праведный верою жив будет» (Гал. 3, 11; ср. Рим. 4, 3). Человеку нет оснований превозноситься, потому что все ему дано Богом по благодати: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3, 28). Никакие дела не предшествуют милости Божией, все они являются ее плодами. Но в этих плодах не должно быть недостатка, как не было в них недостатка в жизни А. По поводу того же текста апостол Иаков говорит о делах, как плодах веры А.: «Вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» (Иак. 2, 22), «...ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26; ср. Евр. 11, 8–19).
Кто же представляет собой в конечном итоге потомство А.? Господь наш Иисус Христос, Сын А. (Мф. 1, 1), Который, однако, больше А. (Ин. 8, 53). Среди потомков А. Он единственный, кто обладал полнотой наследия, возвещенного обетованием: Он – Потомство, Семя в абсолютном смысле слова (Гал. 3, 16). Именно к пришествию Иисуса Христа было устремлено призвание А., и радостью его было увидеть этот день в благословениях, ниспосланных ему в течение его земной жизни (Ин. 8, 56; ср. Лк. 1, 54, 73).
Это сосредоточение обетования на одном единственном Потомке не есть ограничение: это условие вселенской значимости дела спасения согласно Замыслу Божию (Гал. 4, 21–31). Все верующие во Христа, обрезанные и необрезанные, израильтяне или язычники, могут быть участниками благословений А. (Гал. 3, 14). Их вера и крещение делают их духовным потомством того, кто уверовал и стал с этого времени «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11). «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя А. и по обетованию наследники» (Гал. 3, 26–29). Таково увенчание ветхозаветного Откровения, доведенного до конца Духом Божиим. Это также последнее слово о «великой награде» (Быт. 15, 1), возвещенной праотцу: его отцовство простирается на всех избранных в небесах. Конечное отечество верующих – это «лоно Авраамово» (Лк. 16, 22). Церковь молится об упокоении в нем душ усопших.