ПАРТÉСНОЕ ПÉНИЕ

ПАРТÉСНОЕ ПÉНИЕ (от лат. partes – части) – вид хорового пения, получивший распространение в русской и украинской церковной музыке XVII-XVIII веков. Отличительный признак П. П. – многоголосие, преимущественно аккордового склада, с разделением хора на группы голосов, без инструментального сопровождения. П. П. сменило одноголосный склад знаменного пения. Оно возникло в самом начале XVII века на Украине. В России развитие П. П. было подготовлено так называемым строчным пением. После воссоединения Украины с Россией (1654) стиль П. П. прочно привился на русской почве и получил официальное признание. С введением П. П. древнерусское крюковое письмо было заменено современной нотацией, а взамен гласов упрочилась мажорно-минорная система. В П. П. широко развился духовный концерт. К началу XVIII века П. П. достигло высокого расцвета в творчестве композиторов В. Титова, Н. Калачникова, Н. Бавыкина, Ф. Редрикова и др., окончательно определились типичные черты П. П.: торжественность, монументальность, многослойное разделение хора на 4, 8, 12 и более голосов; сочетание гармонической полноты звучания с широким развитием мелодико-полифонического начала. Теоретические основы П. П. были разработаны в последней трети XVII века Н. Липецким. В качестве камерной разновидности П. П. привились псалмы и в особенности канты.

Комментарии для сайта Cackle