ПАРИМИ́Я
ПАРИМИ́Я (греч. – притча, иносказание) – избранное чтение из Священного Писания Ветхого, иногда Нового Завета, которое содержит пророчество о воспоминаемом праздничном событии или прославляемом лице. Например, в навечерие Рождества Христова среди П. читается пророчество из книги пророка Исаии (7, 10–16; 8, 1–4, 8–10) о рождении от Девы Еммануила, то есть Богочеловека, из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичные в одной из П. говорится о лествице (Быт. 28, 1017), виденной Иаковом, прообразовавшей собою Божию Матерь, соединившую небо и землю и вместившую в себя Невместимого небесами, Господа Иисуса Христа. На день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла читаются три П. из Соборного послания святого апостола Петра (1Пет. 1, 3–9, 13–19; 2, 11– 24).
Число читаемых П. неодинаково. На праздничных вечернях обычно читают 3 П., на Благовещение – 5, на вечерне Рождества Христова – 8; после 3-й П. (Мих. 4. 6, 7; 5, 2–4) читаются тропари, оканчивающиеся пением слов «С ними же помилуй нас», после 6-й П. (Дан. 2, 31–36, 44, 45) также поются последние слова тропаря «Жизнодавче, слава Тебе».
На вечерне Богоявления Господня читается 13 П.; после 3-й (Исх. 15, 22–27; 16, 1) хор поет окончание читаемых тропарей «Человеколюбче, слава Тебе» после 6-й П. (4Цар. 5, 9–14) хор поет окончания тропарей «Токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
В Великую Субботу читается 15 П.; после 6-й (Исх. 13, 20–22: 14, 1–32) читается тропарь с припевом «Славно бо прославися». После 15-й П. (Деян. 3, 1–56) читаются тропари с припевом «Господа пойте и превозносите Его вовеки». Во время этого пения царские врата открываются, но при чтении они бывают закрыты.
В каждый седмичный день Великого поста на вечерне читаются по две П.: из книги Бытия и из книги Притчей. На Страстной седмице, в первые три дня также читаются две П. – из книг Исход и Иова.
П. читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: «Премудрость», чтец произносит, например: «Бытия чтения» и др. Диакон или иерей возглашает: «Вонмем», и чтец начинает чтение П. по Минее или Триоди.
После прочтения всех П. на великой вечерне, соединенной с Литургией Василия Великого или Иоанна Златоуста, произносится малая ектения. По возгласе «Яко свят еси, Боже наш...» диакон произносит: «И во веки веков». Хор поет: «Аминь» и Трисвятое (в Великую Субботу – «Елицы во Христа крестистеся...»). Далее поется прокимен, чтение Апостола и Евангелия и Литургия совершается по принятому чину.
В сочельники – Рождественский и Крещенский, если они совпадают с субботой или с воскресеньем, великая вечерня совершается отдельно от утрени, и после прочтения всех П. произносится малая ектения. Трисвятое опускается, звучит прокимен, читаются Апостол и Евангелие и, наконец, возглашается сугубая ектения.
На вечерне в Великую Пятницу после П. следуют прокимен, чтение Апостола и Евангелия и сугубая ектения.