КРÉСТНОЕ ЗНÁМЕНИЕ
КРÉСТНОЕ ЗНÁМЕНИЕ. Учение о литургическом употреблении К. и значении К. 3. относится к преданиям, «принятым в тайне». В силу неписанного апостольского установления К. лег в основу литургической жизни всех совершаемых Таинств. Блаженный Августин писал: «Если не употреблять 3. К. или на челе верующих, или над водою, которою возрождаются, или при помазании, которым помазаны были мы, или над святой жертвой, которой мы питаемся, то все бесплодно». 3. К. отверзаются врата, через которые изливается на верующих благодать Святого Духа, преобразующая в душах земное в небесное, низлагающая грех, побеждающая смерть и сокрушающая незримые чувственному глазу преграды, отделяющие нас от Богопознания. К. никогда не имел бы такого литургического значения, если бы он служил только напоминанием о Голгофе, а не выражал действительного участия сил Святого К. во всей мощи своего откровения. Во многих православных молитвословиях явственно проступает связь между Святым Духом, Богородицей и Святым К. Освящается мир Духом Святым через 3. К. К. – печать дара Святого Духа. «Со времени К. пришел Дух Утешитель и переселился в христиан» (Добротолюбие, т. 1, с. 8).
К. 3. совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста вместе, а два остальных – безымянный и мизинец – пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами прикасаемся кчелу, ко чреву, к правому, а затем к левому плечу, изображая Крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества – есть Бог и Человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю. К. 3. полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево – чтобы освятить сердце и чувства, на плечи – чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших. К. 3. символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы, и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Как не подобает призывать имя Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и К. 3. не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно, превращая его в бессмысленное движение рукой. Когда священник благословляет, произнося «Мир всем», надо поклониться, не совершая К. 3.; при осенении же К. полагаем на себя К. 3.
Смысл Таинств – обожение, поэтому в основе всех культовых действий лежит К. Сами священнослужители получают власть и силу совершать Таинства с момента рукоположения, когда архиерей троекратным 3. К. призывает Святую Троицу, чтобы произошло «обильнейшее снисшествие благодати Святого Духа на посвящаемого» (Новая Скрижаль). Вновь построенная церковь превращается в храм Божий только после того, как ее престол и стены крестообразно помазаны миром. Священник творит Святым Агнцем 3. К. Это один из самых таинственных моментов Евхаристии. Первый К. при возвышении всего Агнца освящает воздух. Второй К., творимый при расположении четырех частей Агнца на дискосе, освящает землю. Третий К., при положении частицы в потир, освящает четырехконечный мир (Новая скрижаль). Крестообразно вливается затем теплота, крестообразно складываются руки подходящих к святой Чаше для причащения. Без К. нет Таинства, а следовательно нет жизни и нет спасения.