ДÉВЯТЬ ЧИНÓВ АНГЕЛЬСКИХ

ДÉВЯТЬ ЧИНÓВ АНГЕЛЬСКИХ (слав. «чин» соответствует греч. "таксис» и лат. ordo – «порядок», «ряд», – «отряд») – в христианской ангелологии ступени иерархии ангельских существ, Сил Бесплотных. По учению святого Дионисия Ареопагита, Девять чинов ангельских образуют три триады, перечисляемые (сверху вниз) в таком порядке: первая триада (характеризуемая непосредственной близостью к Богу) – Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая триада (особенно полно отражающая принцип божественного мировладычества) – Господства, Силы, Власти; третья триада (характеризуемая непосредственной близостью к миру и человеку) – Начала, Архангелы, Ангелы (в узком смысле). Святой Дионисий в своей ангелологии подвел итоги развития многовековой традиции выделения различных разрядов Бесплотных Сил. Эта традиция восходит к Ветхому Завету, где упоминаются Серафимы, Херувимы, Силы, Ангелы, в Новом Завете – Престолы, Господства, Власти, Начала, Архангелы. Христианские богословы IV века предлагали различные варианты классификации Ангелов (например, у святого Григория Богослова – Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Силы, Сияния, Восхождения, Силы умные, или разумения. В «Апостольских Постановлениях» – Херувимы, Серафимы, Эоны, Воинства, Силы, Власти, Начала, Престолы, Архангелы, Ангелы). У св. Кирилла Иерусалимского более чем за столетие до святого Дионисия речь идет о Девяти чинах ангельских, перечисляемых в том же составе, но в несколько ином порядке. С другой стороны, на осмысление самого числа девять у св. Дионисия и его последователей повлияла неопифагорейская и неоплатоническая мистика чисел. «Девятирица» являет собой «триаду триад», как усугубление числа «три», сакраментальнейшего из чисел, и как развертывание вовне внутренних энергий Троицы.

Комментарии для сайта Cackle