Сведенбо́рг
Сведенбо́рг (Swedenborg) Эмануэль (1688–1772), шведский ученый и мистик. Родился в Стокгольме. Изучал математику, инженерное дело и классические языки. Прославился трудами по алгебре, геологии, химии. Был почетным членом Петербургской Академии Наук. Создал собственную теософскую систему, в которой сочетались элементы натурфилософии и оккультизма. Сведенборг много занимался исследованиями Библии. Ортодоксально-протестантские толкования его не удовлетворяли, и он предпринял попытку найти новый ключ к ее пониманию. К этому, по собственному признанию, его побудило видение, которое он имел в Лондоне.
По словам Сведенборга, Бог избрал его, «чтобы раскрыть людям духовный смысл Священного Писания». Это новое «откровение» Сведенборг изложил в ряде книг, которые привлекли к нему внимание во многих странах. Учение Сведенборга является абсолютно христоцентричным. Бог есть предвечный Богочеловек, в недрах Которого пребывают Отец, Сын и Святой Дух. Воплощение означает, что Святой Дух вошел в земной мир, приняв человеческую природу, чтобы изгнать из нее демонов.
Сведенборг учил о множественности духовных миров, которые, по его словам, открывались ему в видениях. Все духовные существа суть люди, либо пребывающие в свете, либо оставшиеся во тьме, либо живущие в этом мире в ожидании своей участи. Судьбы этих существ определяются судами Божьими, которые периодически совершаются в мире. Сведенборг считал, что *посмертное бытие человека не статично, а так же подчинено закону развития, как земная жизнь. В свете подобных взглядов Сведенборг и толковал Библию. В экзегетике Сведенборг злоупотреблял *аллегорическим методом и не останавливался перед самыми смелыми фантазиями. Учение *Малого Апокалипсиса он рассматривал как пророчество о конце «старой Церкви» и начале нового, «духовного», христианства. Проповедь Сведенборга вызвала гонения против него со стороны лютеранского духовенства. Последователи Сведенборга составили особую секту «сведенборгиан», или «Церкви Нового Иерусалима», которая существует и поныне (главным образом в Англии и США).
Доктрина Сведенборга была популярна среди русских «мистиков» Александровской эпохи. Церковные авторы подвергали ее критике, хотя митрополит*Филарет (Дроздов) считал, что нравственное учение Сведенборга не может вызывать возражений.
♦ В рус.пер.: О небесах, о мире духов и об аде, Лейпциг, 1863; Избранные сочинения, Лондон, 1872, вып.1; О Божественной любви и Божественной мудрости (посмертное творение), СПб.,1904; Апокалипсис (гл.1) по смыслу духовному, СПб.,1906, ч.1; О последнем (страшном) суде, Толкование главы 25 Матфея (Посмертное творение), СПб.,1906; О сообщении души и тела, СПб.,1910; Увеселения Премудрости о любви супружественной, М.,1914.
● Кант И., Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика, в его книге: Соч., М.,1964, т.2; Леман А., Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней, М.,1900; Осинин И.Г., Шведенборг и его учение, ДБ, 1859, №29; *Соловьев Вл., Сведенборг, Соч.,СПб.,19142, т.10; *Хрисанф (Ретивцев), Эмануил Сведенборг и его вероучение, ХЧ, 1866, т.1; Эмерсон Р., Избранники человечества, М.,1912; иностранная библиография см. в ФЭ, т.4.