прот. Александр Мень

Источник

Ямни́йская шко́ла

Ямни́йская шко́ла, иудаистская богословская школа, с деятельностью которой связывается завершение *канона Ветхого Завета.

Основателем Ямнийской школы считается *фарисей Иоханан бен Заккай (умер около 80 н.э.). Противник войны с Римом, он скрылся из Иерусалима во время осады города и испросил у императора Веспасиана разрешения открыть духовное училище в Ямнии (Явне, Иавне) близ Яффы. Целью этого училища было упрочение иудаизма перед лицом надвигавшейся национальной катастрофы. После падения Иерусалима Иоханан заявил, что отныне *жертвоприношения будут заменяться добрыми делами. Он был последователем Гиллеля и считал, что добродетель может быть спасительной и для язычника. При нем Ямнийская школа стала авторитетным религиозным центром и даже иногда именовалась *«Синедрионом». Ямнийская школа подорвала авторитет как *зелотов, так и *саддукеев. При преемнике Иоханана Гамалииле II (умер около 120) упало влияние иудейской *александрийской школы. Сделанный в Александрии перевод Библии (см. статью *Септуагинта) был заменен другим (см. статью *Акила).

Диктаторское правление Гамалиила II ознаменовалось также разрывом между христианами и иудеями. Таким образом, наследники фарисеев, *таннаи, получили абсолютное господство в иудаизме. Это господство они удержали и после того, как школа покинула Ямнию (2 в.).

Хотя в целом ряде христианских Церквей и был в результате принят расширенный (Александрийский) вариант канона, Церковь признавала также и авторитетность канона Ветхого Завета, сформировавшегося в Ямнии. Можно предположить, что христиане рассматривали этот канон не как ямнийское установление, а как наследие древнего Предания. Время *кодификации «Ямнийского канона» точно неизвестно. Наиболее вероятной датой считаются 90-е гг. 1 в. Именно в это время *Иосиф Флавий впервые заявил, что признанных ветхозаветных книг насчитывается 22 (Против Апиона, I, 8). Предание о «соборе» в Ямнии, официально закрепившем канон, не имеет достоверных подтверждений. Большинство историков считает, что кодификация происходила постепенно, в течение последних десятилетий 1 в. Фактически она касалась только *Учительных книг, т.к. «Закон и Пророки» (и, по-видимому, Пс.) были кодифицированы значительно раньше (см. Мф.5:17; Лк.24:44). Первое свидетельство о принятии христианами «Ямнийского канона» содержится у свт.*Мелитона Сардийского (2 в.).

● *Троицкий С.В., Иавнея, ПБЭ, т.6, с.3–5; см. также статьи: *Канон; *Таннаи.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle