прот. Александр Мень

Источник

Эсхатологи́ческая шко́ла

Эсхатологи́ческая шко́ла в библеистике, направления в библейской науке, рассматривающие *эсхатологию как определяющий элемент новозаветного учения. Эсхатологическая школа возникла в качестве реакции на попытки богословов *либерально-протестантской школы экзегезы превратить Евангелие в адогматический нравственный кодекс. Начало Эсхатологической школе было положено выходом работы И.*Вайсса «Проповедь Иисуса о Царстве Божием». В ней он отверг чисто этическую интерпретацию идеи Царства Божьего и связал ее с апокалиптическими чаяниями евангельской эпохи. Приход Царства, утверждал Вайсс, означал вселенский катаклизм, призванный разрушить старый мир перед тем, как возникнет «новое творение». По мнению Вайсса, Христос ожидал, что катастрофа наступит очень скоpo. Такого же мнения придерживался представитель католического *«модернизма» *Луази. А.*Швейцер добавил к этой концепции эсхатологическое истолкование поступков Христа, Который, с его точки зрения, шел на смерть, сознательно стремясь приблизить конец мира и наступление Царства.

Бердяев, признавая заслуги Эсхатологической школы в том, что она обратила внимание на роль эсхатологии в Новом Завете, критиковал воззрения этой школы, утверждавшей, что Христос предсказывал близкий конец мира, поскольку был введен в заблуждение космической эсхатологией позднего *иудейства. Для церковного сознания такая мысль абсолютно чужда. Поэтому эсхатологические свидетельства Нового Завета получили в традиционном христианском богословии иную интерпретацию. Одни экзегеты относят тексты о близкой *Парусии к разряду исторически преходящих верований *первохристианского периода, отразившихся в Новом Завете, другие находят объяснение этим текстам в идее *«осуществленной эсхатологии».

● Enc.Kat., t.4, s.1119 и статья *Бультман.

Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατος последний) библейская, учение Священного Писания о последних судьбах мира и человека.

Термин Эсхатология утвердился в богословии с 19 в. Принято разделять Эсхатологию на общую и частную, или индивидуальную. Первая рассматривает цель и завершение всего исторического и мирового процесса, а вторая учит о *посмертном бытии отдельного человека. Данная статья ограничивается проблематикой общей Эсхатологии, которая теснейшим образом связана с библейским *мессианизмом и *сотериологией (о частной Эсхатологии см. статью *Посмертное бытие).

Внебиблейский мир представлял бытие подчиненным закону бесконечного круговорота и поэтому не знал Эсхатологии в строгом смысле слова. Подобно неизменно повторяющимся циклам природы, все трансформации во Вселенной были для языческого сознания лишь звеньями замкнутого круга. Полное качественное преображение мира исключалось. Так, в Вавилоне и Индии космический процесс делился на огромные периоды, но конечной цели не имел, ибо все неизбежно возвращалось в исходное состояние. Согласно греческой философам (например, Гераклиту и стоикам), космос рождался из мирового огня и исчезал в нем, чтобы снова из него возникнуть. Каждый очередной цикл шел по пути деградации: от «золотого века» к упадку. Ожидание гибели мира наиболее обострялось в кризисные эпохи (в частности, в период *эллинизма). Но за этой гибелью предвиделся новый виток бесконечного существования. Только в Иране Эсхатология приобрела абсолютный характер, ибо *маздеизм исповедовал веру в конечную победу Бога Света над силами тьмы.

Ветхозаветная Эсхатология родилась под знаком веры в спасение, в грядущую полноту бытия, к которой Творец ведет человека и все мироздание. Хотя Бог открывает Себя в истории, смысл бытия лежит за ее пределами, там, где исторический процесс завершается осуществлением высшей цели Творца. Во времена *патриархов, Моисея, судей и первых царей эсхатологическое *Откровение давалось лишь в *прообразах как спасение ветхозаветной Церкви от врагов, а впервые тайна всеобщего преображения мира была открыта *пророкам-писателям, которые возвестили о грядущем Богоявлении (Дне Господнем). В соответствии с любовью и правдой Бога их Эсхатология была двуединой, являясь одновременно и судом, и спасением. Суд Божий вначале понимался как историческое возмездие народам за грехи, но постепенно был осмыслен как конечное торжество благой воли Творца над мировым злом (Ис.27:1; 51:9–10; см. *Грехопадение). Явление Бога-Судии изображалось у *пророков в виде космической очистительной бури (Авв.3:3 сл.; Соф.1:14 сл.). Поэтому День Господень назван у пророков Амоса и Софонии днем тьмы.

Но цель Бога не просто уничтожение зла; мир будет очищен для нового творения, в котором воцарится гармония между Богом и людьми, между человеком и *природой (Ис.11:6 сл.; 45:8). Библия чаще говорит не о происхождении и причине зла (см. статью *Теодицея в Библии), а о его конечной гибели, когда наступит Царство Божие, владычество Мессии-Избавителя. Это владычество принадлежит истории, но в то же время простирается и за ее пределы (Дан.7; Прем.3:8). Звеном, связующим историю и метаисторию, является *«мессианская эра», которая увенчивает исторический процесс. Для многих иудеев мессианское эсхатологическое Царство отождествлялось с возрожденной и преображенной ветхозаветной Церковью, но в проповеди пророков уже предрекается участие в нем всех народов земли (см. статью *Универсализм и партикуляризм).

В *междузаветный период Эсхатология получает особую форму выражения в *апокалиптической литературе. Сохраняя основные пункты учения пророков, апокалиптики используют сложную систему Символов, призванных изобразить тайны Божественного Домостроительства. *Апокрифы и *Кумранские тексты отражают страстное ожидание Царства Божьего, глубокую веру людей в благую конечную цель истории. Этим чаяниям свойственны и черты исторической ограниченности. Так, многие считали, что «мессианская эра» будет апофеозом земного процветания и благоденствия.

В силу специфического ощущения времени, свойственного пророкам, отдаленные события представлялись им близкими и приход Царства Божьего нередко ожидался в ближайшие годы.

Новозаветная Эсхатология. Проповедь Христа Спасителя началась с вести о приходе Царства Божьего (Мф.4:17; Мк.1:1415) и таким образом стала продолжением и завершением («исполнением») Эсхатологии ветхозаветной. Говоря о Царстве, Господь не объяснял, что означает это понятие, Его слушателям оно было хорошо знакомо. Но, кроме традиционного учения о конце истории, отраженного в *Малом Апокалипсисе, Христос возвещал о Царстве как о реальности сегодняшнего дня, незаметно проникающей в мир, без тех космических знамений, которые ожидала прежняя Эсхатология библейская. Такой неприметный приход Царства составляет средоточие Евангелия. Из евангельских *притч явствует, что и суд, и спасение явлены миру уже с того момента, когда Иисус Назарянин провозгласил наступление Царства. Оно в будущем, но одновременно уже здесь, среди людей (Лк.17:20–21). Тем не менее оно подготавливается постепенно (Лк.13:18–21), a всякий, кто умеет различать знамения времени, сможет увидеть признаки наступления Царства (Мф.24:32). В нем происходит (и окончательно произойдет в будущем) отделение добра от зла, ибо ничто нечистое не может войти в Царство (Мф.13:47–52; 25:31–46).

Вся апостольская проповедь была проникнута духом Эсхатологии, чаянием полноты бытия, приобщения преображенного мира к Божественной жизни, которое должен предварить конец старого мира. Начало Царству положено первым приходом Христа, уничиженного, распятого и воскресшего – первенца из мертвых. *Парусия же станет Его вторым приходом – в Славе (Мк.14:62; Деян.1:11). Как и в ветхозаветном пророческом Откровении, у первохристиан временные рамки «сокращались» и апофеоз Царства ожидался в ближайшем будущем (Откр.22:12). Поэтому некоторые люди бросали работу и все земные дела, рассчитывая, что со дня на день наступит конец мира. Против этой тенденции энергично выступил апостол Павел (2Фес.2:1–17), напоминая о том, что ни день, ни час конца не открыт людям. Позднее, во 2Петр.3:4–15, автор послания вразумлял тех, кто был удручен «промедлением» Господа, напоминая о том, что у Бога один день, как тысяча лет.

Новозаветная Эсхатология учит о полной трансформации человеческой природы в Царстве Божьем. По словам Христа Спасителя, люди Царства будут «как Ангелы на небесах» (Мк.12:25). Апостол Павел говорит о «теле духовном», в которое облечется воскресший человек (1Кор.15:42–55). Именно эта надежда, а не только бессмертие души, составляет сущность христианской Эсхатологии («чаю воскресения мертвых и жизни будущего века»).

Согласно Откр., процесс воскресения совершается в два этапа. Сначала восстают к вечной жизни мученики за веру, которым предназначено царствовать со Христом тысячу лет (Откр.20:4–6). Затем последует великая эсхатологическая битва между добром и злом, которая завершится Парусией и всеобщим воскресением. Вопрос о толковании этого места остается в богословии дискуссионным. По мнению протоиерея *Булгакова, «“первое воскресение” означает наибольшую степень жизни умерших и участия их в жизни живых. Эта полнота является действенной, энергетической, она представляется как участие в земном царствовании со Христом, а это означает, очевидно, их земное служение и действование» («Апокалипсис Иоанна», Париж, 1948, с.181). В любом случае библейская Эсхатология подразумевает двойной пролог к Парусии: торжество на земле и Христа, и антихриста (см.1Ин.2:18; 2Фес.2:8 сл.; Откр.13:7).

В истории интерпретации библейской Эсхатологии существовало несколько тенденций. Долгое время эсхатологическое учение Библии рассматривалось только как пророчество о будущем («футурологическая Эсхатологии.»). В 20 в. многие экзегеты обратили внимание на то, что само явление Христа на земле и Его Благая Весть знаменовали начало суда над миром (см. статью *«Осуществленная эсхатология»). В экзистенциалистской Эсхатологии этот аспект библейского учения был выдвинут на первый план, а «футурологическая Эсхатология» оттеснена на второй план и истолкована метафорически. Против этого выступил ряд богословов различных конфессий (протоиерей С.Булгаков, Г.У. фон Бальтазар, Ю.Мольтман и другие). Синтез был предложен *Иеремиасом, который охарактеризовал евангельскую Эсхатологию как «осуществляющуюся», т.е. имеющую начало в проповеди Христа и одновременно сохраняющую футурологическую перспективу.

Русский религиозный мыслитель Николай Федоров (1828–1903) трактовал пророчества Библии о бедствиях, которые постигнут мир в конце времен, как предупреждение, не имеющее фатального характера. Он утверждал, что если человечество найдет правильный путь, переход к Царству Божьему не будет катастрофическим. Эта концепция носила черты весьма уязвимого оптимизма, опирающегося на веру в науку (см. Федоров Н., Соч., М.,1982). Учению Федорова родственны взгляды *Тейяра де Шардена, который также считал вероятным переход к Царству Божьему без катаклизмов, путем природной, социальной и мистической эволюции.

Находилось немало толкователей, гадавших по Библии о «временах и сроках» Парусии и дерзновенно назначавших дату конца мира (апокалиптические и хилиастические секты, *Иоахим Флорский, *Бенгель, *Юнг-Штиллинг и другие). Они забывали о предостережениях Самого Христа Спасителя и апостола Павла, осуждавших подобные гадания (Мф.24:36; Деян.1:7; 1Фес.5:1–2). Либеральные протестанты нередко относились к библейской Эсхатологии как к рудименту древнего *иудейства, который должен быть устранен из христианского богословия (см. статью *Эсхатологическая школа). Но подобный подход игнорировал важнейшую черту библейского учения, взятого в целом.

«Христианство как таковое, – отмечает *Трубецкой, – т.е. как вера во Христа, Мессию Иисуса, необходимо от начала было связано с эсхатологией, составлявшей не случайный придаток, а существенный элемент евангелия царства. Не отказываясь от самого себя, христианство не может отказаться от веры в Богочеловечество и в царство Божие, в конечную, совершенную реализацию Бога на земле... Отдельные образы христианской эсхатологии можно объяснять исторически, но основная идея ее, засвидетельствованная жизнью и смертью Христа Иисуса и всем Новым Заветом, начиная с молитвы Господней, представляет и до сих пор жизненный вопрос христианства – веры “во Единого Бога Отца Вседержителя”. Есть ли мировой процесс безначальный, бесконечный, бесцельный и бессмысленный, чисто стихийный процесс, или же он имеет разумную конечную цель?.. У христианства возможен на это лишь один ответ».

● *Бердяев Н., Опыт эсхатологической метафизики, Париж, 1947; *Даниелю Ж., Эсхатологические чаяния, «Символ», 1986, №16; ЕЭ, т.16; Каспер В., Чаяние окончательного и славного пришествия Иисуса Христа, там же; Кнопф Р., Происхождение и развитие христианских верований в загробную жизнь, пер. с нем., СПб.,1908; Машкин Н.А., Эсхатология и мессианизм в последний период Римской республики, «Известия АН СССР», 1946, т.ІІІ, №5; *Никольский Н.М., Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства, М.,1922 (то же в его кн.: Избранные произведения по истории религии, М.,1974); *Поснов М.Э., Иудейство, К.,1906; *Савинский С.В., Эсхатологическая беседа Христа Спасителя, К.,1906; Светлов Э. (прот. А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983; прот.*Смирнов А., Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа, Каз.,1899; Страхов П.С., Эсхатология

языческих мистерий, БВ, 1913, №7–8; *Трубецкой С.Н., Эсхатология, Сочинения, М.,1908, т.2; ФЭ, т.5; Юд А., Бог – судия человека, «Символ», 1986, №16; Buchanan G.W., Revelation and Redemption, Dillsboro (N.Carolina), 1978; *Charles R.H., Eschatology, N.Y.,1963; Day J., God’s Conflict with the Dragon and the Sea, N.Y.– Camb. (Eng.), 1984; *Grеssmann Н., Der Ursprung der israelitische-jüdischen Eschatology, Gött.,1905; *Моwinсkеl S., He that Cometh, Oxf.,1959; *Prосksch O., Eschatology in the Old Testament and Judaism, in: Twentieth Century Theology in the Making, L.,1970; *Robinson J.A.T., Jesus and His Coming, N.Y.,1958; *Rowley Н., The Relevance of Apocalyptic, L.,1963; *Sсhnackenburg R., Gottes Herrschaft und Reich, Freib.,1959 (англ. пер.: God’s Rule and Kingdom, N.Y.,1963); прочую библиографию см. в Enc.Kat., t.4, s.1106; NCE, v.5, р.533; RGG, Вd.2, S.650–689; LTK, Вd.3, S.1084; статьи: *Богословие; *Грехопадение; *Малый Апокалипсис; *Откровение св. Иоанна Богослова; *Хилиазм.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle