Эндога́мия
Эндога́мия (греч. ἔνδον – внутри, и γάμος – брак) в Библии, правило, согласно которому верующие должны были заключать браки только в пределах собственной религиозной общины. Поскольку в Ветхом Завете община фактически совпадала с этносом, Эндогамия часто принимала племенной, национальный характер. Первое указание на такого рода Эндогамию содержится в рассказе об Аврааме, который не желал, чтобы его сын вступал в брак с хананеянкой (Быт.24:3–4). Моисеево законодательство также запрещало брачные союзы с язычниками Ханаана (Исх.34:15–16; Втор.7:1–4). Однако Эндогамия не была абсолютной и строго не соблюдалась. Жен-иноплеменниц имели сам Моисей и почти все цари Израиля. Принцип ветхозаветной Эндогамии был обусловлен не этническими или расовыми мотивами, а опасениями языческого влияния. Так, по свидетельству (Неем.13:24), дети, рожденные от иноплеменниц, даже забывали свой язык (и соответственно – отеческие религиозные предания). По этой причине Ездра ужесточил брачные запреты, невзирая на заметное сопротивление универсалистов (см. Книгу Руфи). Позднее смягчению этих запретов содействовало развитие института прозелитизма (см. статью *Прозелиты).
В Новом Завете апостол Павел не требует от христианина (или христианки) расторжения уже заключенного брака с язычником или язычницей (1Кор.7:12–16). Однако к конце 1 в. религиозная Эндогамия среди христиан становится более строгой, что постепенно приводит к полному запрету браков не только с нехристианами, но и с раскольниками и еретиками. См. 14-е правило Халкидонского и Трулльского (72) *Вселенских соборов, а также правила Лаодикийского (10,31) и Карфагенского (21) *Поместных соборов.
● Свящ. *Стеллецкий Н., Брак у древних евреев, К.,1892; *Троицкий С.В., Христианская философия брака, Париж, б.г. (и др. его работы); прочую библиографию см. в статье *Моногамия.