Элохисти́ческая тради́ция
Элохисти́ческая тради́ция в Пятикнижии, согласно Документарной теории, один из *четырех источников *Пятикнижия. Условное обозначение – Э (лат. Е).
Выделение Элохистической традиции началось в 18 в. (*Виттер, *Астрюк). Вначале главным признаком, по которому ее выделяли, было предпочтение в ряде мест Пятикнижия слова *Элохим (Бог), в отличие от других разделов, где чаще употребляется Имя Божье – *Яхве. В конце 18 в. И.*Айххорн и *Ильген установили дополнительные критерии и выделили из Элохистическую традицию «второго Элохиста», или *Священническую традицию (условное обозначение С, лат. Р). Тексты, относимые собственно к Элохистической традиции, отличаются по характеру изложения: стиль их менее образен, чем стиль *Яхвиста, *Теофании совершаются во сне или через ангелов. Элохист называет гору Синай Хоривом, жителей Ханаана – аморреями, тестя Моисея Рагуила – Иофором. В традиции можно заметить влияние *пророков (Авраам назван пророком, сестра Моисея – пророчицей). Хронологически Элохистическая традиция обнимает период времени от призвания Авраама до смерти Моисея. Нарративные части Элохистической традиции соединены с *этическим Декалогом и *Книгой Завета. Элохист уделяет большое внимание предкам *Ефрема, из чего был сделан вывод, что он писал в Северном царстве.
Вопрос о происхождении Элохистической традиции в настоящее время продолжает оставаться дискуссионным. Существуют четыре варианта его решения:
а) традиция представляет собой документ, которым пользовался Моисей при составлении Пятикнижия;
б) Элохистическая традиция никогда не была записана в виде отдельного произведения, а тексты Элохиста суть лишь *интерполяции, внесенные в текст Яхвиста;
в) Элохистическая традиция передавалась главным образом в форме *устной традиции и вошла в Пятикнижие лишь в *Плена период;
г) текст Элохиста был создан как цельный священный историко-законодательный документ вскоре после *разделения царств в 9 или 8 вв. до н.э.
В любом случае большинство библеистов считает, что ядро Элохистической традиции восходит к эпохе Моисея. Ниже приводится перечень разделов Пятикнижия, которые принято относить к Элохистической традиции.
Быт. 15 (EJ); 20; 21:6–32:34; 22:1–14:19; 28:11,12,17,18,20–22; 29:1,15,23, 25–28,30; 30:1–3a,6,8,17,23; 31:2,4–18a, 19–45,51–55; 32:1–2,13б-21,23; 33:18б-20; 35:1–8,16–20; 37:2б,5– 11,14a,15–18a,19–20,22,23б-24,28a,28б-30,31б-32a,34,36; 40:1–3a,4–5a,6,15a,16–23; 41; 42:1,3–4a,8–26,29–37; 43:14–23б; 45–46:1–5a; 47:12; 48:1–2,8–27; 50:15–26.
Исх. 1:15–22; 2:1–15; 3:1,4б,6,9–15,21– 22; 4:17–18,20б-21; 7:20б-21а,24; 9:22– 23a,35; 10,8–13a,20–27; 11:1–3; 12:31– 36,37б-39; 13:17–19; 15:1–21; 17:3–6, 8–16; 18; 19:2б-19; 20:1–21; 21; 22; 23; 24:3–8,12a,18б; 31:18б; 32:1–8,15–35; 33.
Числ. 10:29–36; 11; 12; 13:17–33 (JP); 16:1–34 (EP); 20:1–9,12–35; 22; 23; 24; 25:1–5; 32:1–17,20–27,34–42.
Втор. 10:6–7; 27,5–7a; 31:14–15,23; 33–34:5–6.
● *Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем., СПб.,1909; *Рыбинский В.П., Иеговисты и Элогисты, ПБЭ, т.6, с.194–205; *Rudоlph W., Der «Elohist» von Exodus bis Josua, В.,1938; cм. также статью *Пятикнижие.