прот. Александр Мень

Источник

Э́кхарт

Э́кхарт (Eckhart) Иоганн (Мейстер Экхарт), иеромонах (ок.1260–1327), немецкий католический богослов и мистик. Родился в Тюрингии в рыцарской семье. В отроческие годы стал монахом Доминиканского ордена. Получил разностороннее схоластическое образование. Читал лекции в Парижском университете; занимал руководящие должности в ордене. Прославился как проповедник, впервые обращавшийся к народу на его родном языке. Незадолго до смерти Экхарта против него было выдвинуто обвинение в ереси, и хотя доминиканцы успешно защищали его, ряд положений доктрины Экхарта, вырванных из контекста и скорее всего неверно понятых, был осужден папой Иоанном XXII (1329). Тем не менее авторитет Экхарта в католическом богословии не был подорван и его наследие тщательно изучалось.

Экхарт как экзегет и богослов. Экхарт написал комментарии к Быт., Исх., Притч. и Ин. Самой большой известностью пользуются его Беседы, или Проповеди. Они представляют собой комментарий к важнейшим местам Библии, написанный в духе богословского *мистицизма. Для раскрытия своей мысли Экхарт чаще всего прибегает к *аллегорическому методу толкования. Так, например, пять мужей евангельской самарянки превращаются у него в пять чувств, отдаляющих душу от Бога.

Одна из главных тем Экхарта – «духовная нищета» (см. Мф.5:3), которую он понимал как высшую форму освобождения от всего тварного. «Человек, который вполне отрешен, настолько восхищен в вечность, что ничто преходящее не может уже заставить его почувствовать плотского волнения; тогда он мертв для земли». Эта отрешенность есть путь к Богу. «Где кончается тварь, там начинается Бог. И Бог не желает от тебя ничего большего, как чтобы ты вышел из себя, поскольку ты тварь, и дабы Богу быть в тебе Богом». Историческое Рождество есть для Экхарта символ таинственного рождения Бога в человеке. Оно продолжается вечно, как вечен процесс самого творения.

Следуя апофатическому учению *Дионисия Ареопагита, Экхарт утверждал абсолютную надмирность Божества. «Божество» (Gottheit) выше даже Самого Бога, ибо Оно становится Богом, лишь когда действует, когда из Него изливается тварное бытие (здесь у Экхарта отмечается элемент пантеизма). Мир исходит из Божества, чтобы в Него вернуться. Это возвращение совершается искупительной силой Христовой и «духовной нищетой» верных, отдающих себя Небу. Экхарт, однако, не ограничивается отрешенным мистицизмом, признавая ценность деятельной жизни (Мария избрала благую часть, но и Марфа возлюблена Спасителем). Чтобы объяснить, как можно сочетать созерцание и деятельность, Экхарт находит в Библии свидетельства в пользу двуединого бытия человека. Действуют и Моисей, и Дева Мария, и Сам Христос, и одновременно дух их пребывает с Богом и в Боге. «Знай, – пишет Экхарт, – внешний человек может быть погружен в деятельность, в то время как внутренний человек остается свободным и неподвижным». Учение Экхарта оказало большое влияние на европейскую мысль, в частности, на Николая Кузанского, *Беме, *Лютера, *Шеллинга, *Гегеля и на экзистенциалистские философские системы.

♦ Die deutschen und lateinischen Werke, Bd.1–8, Stuttg.,1936–1948; Meister Eckhart. А Modern Translation, N.Y.,1957; в рус. пер.: Духовные проповеди и рассуждения, М.,1912; Избранные проповеди, М.,1912.

Грушке Н., Экгарт, ЭСБЕ, т.40; Мейстер Экхарт, «Логос», 1972, №4; Cоколов В.В., Средневековая философия, М.,1979; Степун Ф., Трагедия мистического сознания, «Логос», 1911–1912, №2–3; Xоружий С., Экхарт, ФЭ, т.5; *Штейнер Р., Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение к современным мировоззрениям, М.,1917; АnсеlеtHustасhе J., Maître Eckhart et la mystique rhénane, Р.,1956 (англ. пер.: Master Eckhart and the Rhineland Mystics, N.Y.,1957); Мiеth D. (hrsg.), Meister Eckhart, Freib., 1984 (с библиографией); ОDСС, р.442.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle