прот. Александр Мень

Источник

Шла́ттер

Шла́ттер (Schlatter) Адольф (1852–1938), швейцарско-немецкий протестантский богослов, библеист и философ. Родился в Швейцарии в семье баптистского проповедника, однако под влиянием матери стал членом реформатской общины. Высшее философское и богословское образование получил в Базеле и Тюбингене. Был пастором в Цюрихе, а затем преподавал богословие в Берне, Грейфсвальде, Берлине и Тюбингене, где сблизился и сотрудничал с *Гарнаком. Ему принадлежит немецкий перевод Нового Завета (1931), ряд исследований и толкований на Евангелия и Послания. Шлаттер стремился избегать как рационализма *либерально-протестантской школы экзегезы, так и протестантской неоортодоксии, глашатаем крой был *Барт. Будучи реформатом, он активно сотрудничал с лютеранами, считая, что главное в каждой конфессии – верность Иисусу Христу.

Шлаттер внес значит. вклад в изучение *иудейства *междузаветного периода и религиозного фона евангельской истории. Этот фон был учтен Шлаттером в его «Богословии Нового Завета» («Die Theologie des NT», Gütersloh, 1909). Шлаттер был убежден в апостольском происхождении всего Четвероевангелия (в этом Шлаттер сближается со взглядами своего современника *Муретова). По мнению Шлаттера, евангелисты дополняют друг друга, а противоречия между ними в основном кажущиеся. Признавая роль критического изучения Библии, Шлаттер настаивал на том, чтобы *исагогика и *герменевтика не превращались в «светские» дисциплины, а были проникнуты духом веры.

Вопреки сложившейся среди либеральных протестантов традиции, Шлаттер отрицал «эллинистический» характер Ин. В исследовании «Евангелист Иоанн» («Der Evangelist Johannes», Stuttg.,1930) Шлаттер предвосхитил выводы, сделанные после открытия *Кумранских текстов. Знаток иудейства, он показал тесную связь 4-го Евангелия с раввинистическими традициями. Взгляды Шлаттера, не пользовавшиеся популярностью при жизни, впоследствии нашли немало приверженцев.

♦ Der Glaube im Neuen Testament, Leiden, 1885; Einleitung in die Bibel, Stuttg.,1889; Zur Topographie und Geschichte Palästinas, Stuttg.,1883; Der Römerbrief ausgelegt für Bibelleser, Stuttg.,1895; Geschichte Israels von Аléхаnder dem Großen bis Hadrian, Stuttg., 1900; Die Geschichte des Christus, Stuttg.,1921; Die Theologie der Apostel, Stuttg.,1922; Der Evangelist Matthäus, Stuttg.,1926; Das Evangelium des Lukas, Stuttg.,1931; Die Theologie des Judentums nach dem Bericht des Josefus, Gütersloh, 1932; Der Brief des Jakobus, Stuttg., 1932; Paulus, Stuttg.,1934; Markus, der Evangelist für die Griechen, Stuttg.,1935; Die Kirche dér Griechen im Urteil des Paulus, Stuttg.,1936; Petrus und Paulus, Stuttg.,1937.

Stange E. (hrsg.), Die Religionswissenschaft der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Lpz., 1925, Bd.1; *Наrringtоn W., The Path of Biblical Theology, Dublin, 1973; ОDСС, р.1242; ТТS; RGG, Bd.5, S.1420.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle