прот. Александр Мень

Источник

Шестодне́в

Шестодне́в (греч. έξάμερον), традиционное обозначение библейских сказания о днях творения (Быт.1:1–2,4a). По литературному *жанру Шестоднев приближается к генеалогиям, которые составляют основу *Священнической традиции Пятикнижия. По мнению большинства толкователей, Шестоднев завершается словами: «вот происхождение (евр. תולדות, толедо́т) неба и земли, при сотворении их». Шестоднев отличают лаконизм и торжеств. приподнятость стиля. Не исключено, что в своей устной форме он входил в состав богослужебного ритуала. Как правило, Шестоднев относят к прозаическому *роду литературному священной письменности, однако в нем есть и поэтические элементы (в частности, сложная система рефренов; см. статью Структуралистское толкование Библии).

История толкований Шестоднева прошла три основных этапа.

1) В святоотеческий и средневековый периоды комментарии к Шестодневу носили либо буквальный, либо аллегорический характер (свт.*Василий Великий, свт.*Григорий Нисский, блж.*Августин, свт.*Амвросий Медиоланский, *Севериан Габальский, *Иоанн Экзарх, *Беда, Бонавентура и другие) Экзегеты этого периода были сосредоточены на богословском смысле Шестоднева, дополняя библейское сказание данными из античного естествознания. Представители *александрийской школы экзегезы склонны были считать Шестоднев иносказанием, за которым стоит реальность единовременного творческого акта. В антиохийской школе экзегезы предпочитали понимать Шестоднев дословно.

2) Развитие научных представлений о космогенезе начиная с 17 в. привело к интерпретации Шестоднева в духе теории *конкордизма. Эта интерпретация искала соответствия между библейским текстом и теориями о длительности процесса миротворения. В частности, следуя блж. Августину (О книге Бытия, ХѴ,27), сторонники такого толкования понимали библейские «дни» расширительно, как указание на неопределенные космические и геологические периоды. Основатель палеонтологии Жорж Кювье (1769–1832) связывал дни творения с циклом эпох, за которыми, по его гипотезе, следовали катастрофы, истреблявшие все живое. Конкордизм нередко вынужден был совершать насилие над буквой Писания, и в то же время он не был в состоянии объяснить, почему в Шестодневе растения созданы прежде светил.

3) В 19–20 вв. большинство экзегетов вернулось к основным принципам святоотеческого толкования Шестоднева, дополнив его новыми концепциями. Шестоднев стал рассматриваться не как научное описание миротворения, а как вероучительный документ, как *керигма о Боге-Творце. Главное внимание сосредоточивалось на богословском смысле библейского сказания, которое содержит учение, независимое от той или иной научной теории миротворения (см. *Наука и Библия; *Эволюционизм естественнонаучный и Шестоднев).

По преобладающему сегодня взгляду экзегетов всех конфессий, для того чтобы уяснить смысл Шестоднева, следует сопоставлять его не с научными данными, а с внебиблейскими религиозными космогониями. Именно это имел в виду известный русский ученый-биолог 19 в. К.М.Бэр, когда писал: «Нападки на Моисееву историю творения являются забавными анахронизмами, поскольку наука уже давно с ними справилась. Если брать ее не по букве, а по существу, то должно признать, что более возвышенной космогонии мы от древнего времени не имеем, и едва ли будем иметь».

Космогонии *Древнего Востока содержат некоторые элементы, которые сближают их с Шестодневом. Так, по воззрениям месопотамских народов и ряда школ египетских жрецов, вода была изначальной стихией мира. В библейском рассказе использованы представления древневосточной *космографии. В одном из египетских мифов, как и в Библии, особая роль отводится созидательному Слову Божества (см. литературу об этих параллелях в статье Сравнительно-религиозное изучение Библии). Но на этом сходство кончается. Главный мотив языческих космогоний – жестокая борьба между богами, в результате которой и был создан мир. Например, в вавилоно-ассирийской поэме «Энума элиш» природа образована из трупа морского божества – чудовища Тиамат, которое было сражено богом Солнца Мардуком. Мир творится им как жилище для сонма богов, а человек образуется из глины и крови бога для того, чтобы служить небожителям («пусть богам послужат, чтобы те отдохнули»). Характерная особенность древних мифов – нерасчлененность божественного и природного бытия. Поскольку же боги неотделимы от природного мира, этот мир, согласно древневосточным космогониям, не создан, а порожден. Так, египетский бог Ра «выплюнул» Шу и Тефнут (воздух и воду), которые одновременно являлись и богами этих стихий. По другому египетскому мифу, люди вышли из тела бога.

Структура и сущность Шестоднева. Библейское сказание полемически направлено против космогоний *политеизма, хотя полемика эта ведется неявно. Учению Шестоднева присущи следующие черты: Бог – единственный Создатель мира, что исключает борьбу богов. Творцу не предшествует никакое извечное бытие, подобное водным богам языческих космогоний.

Элементы природы являются тварными стихиями, а не богами. Шестоднев преодолевает *антропоморфизмы восточных мифов: Творец созидает Словом, Которое есть Его непостижимая сила.

Шестоднев не претендует на научное описание. Это видно из его композиции, построенной по принципу поэтического параллелизма, или симметрии (см. статью *Поэтика Библии). 1-й день (свет) параллелен 4-му дню (светила); 2-й день (воды) параллелен 5-му дню (водные твари); 3-му дню (суша) параллелен 6-й день (живые твари на суше). Связь между двумя триадами подчеркивается еще и тем, что каждая завершается созданием особой категории существ (растений, человека). В первой триаде речь идет преимущественно об актах отделения (света от тьмы, воды от суши), которые структурируют модель мира, а во второй триаде говорится о созданиях, наполняющих эту структуру (светилах, животных, человеке).

Трехчастное деление космогенеза указывает на три этапа творения: космический, геобиологический, биоантропологический. В Шестодневе o *хаосе говорится лаконично, причем бездна хаоса (евр. תהום, техо́м) лишена черт одушевленности (о хаосе как символе сатаны Библия упоминает вне Шестоднева, но и там он не божество, противостоящее Творцу, а тварь, см. статью *Хаос). На хаос указывают слова Шестоднева o земле, которая вначале была «безвидна и пуста» (евр. ובהו תהו, то́ху ва-во́ху). По мнению русского православного богослова *Ильина, «можно утверждать, что началу творения нашего космоса, его “первому дню” предшествовала какая-то домирная, метаматериальная катастрофа, страшным эпилогом которой явились тьма и хаос». Примечательно, что тьма в Шестодневе не отнесена к категории «хороших» созданий.

Редкое для Библии евр. слово ברא, бара́ (сотворил), употребляется в Шестодневе только для важнейших моментов миротворения (создания «неба и земли», т.е. Вселенной, жизни и человека). В других случаях используется еврейский глагол עשה, аса́ (сделал), причем указано, что Бог дает созидательную силу самим творениям (воде, земле). То, что Творец нарекает именами Свои создания, означает (в соответствии с восточным способом выражения) Его власть над ними (ср. наречение человеком имен для животных в Быт.2). Сотворение мира есть акт Божественной Любви; это подчеркивается в Шестодневе особым рефреном (Бог видит, что творения его «хороши»). Созданию человека предшествует Небесный Совет («сотворим человека»), что должно подчеркнуть особую роль людей в мироздании. Человек создан не как слуга (ср. вавилонский миф), а как господин твари. В этой его власти заключается одна из главных черт богоподобия, которое в равной мере относится и к мужчине, и к женщине. *Теоморфизм распространяется не только на природу, но и на деятельность человека.

Как Творец созидал мир в течение 6 дней, а в 7-й день пребывал в покое, так и человек должен трудиться 6 дней, а в 7-й день (субботу) прекращать труд. Субботний покой призван напоминать, что способность активно действовать в мире человек получил от Творца. В день покоя он как бы временно отказывается от своей власти над природой, ибо в конечном счете высший Властитель всего – Бог. Таким образом, Шестоднев содержит не только вероучительные истины о творении, но и дает жизненное наставление людям, которые должны следовать Богу в своем повседневном бытии. 7 дней в библейском сказании соответствуют *символическому числу, означающему завершение, полноту. Мир в Шестодневе назван хорошим весьма (евр. מעוד טוב, тов мео́д), ибо священный автор смотрит на Вселенную не глазами человека, ограниченного во времени, а глазами Бога, Который созерцает тварь в ее конечной гармонии.

Переводы текстов, содержащих древневост. космогонии, см. в статье *Древний Восток.

Авданский Н., Идея о творении в Писаниях Ветхого Завета, «Странник», 1915, №3; Архангельский А., Библейская космогония, ПС, 1889, т.ІІ; Барановский С.И., Дни творения мира в библейском повествовании, «Странник», 1889, №12; Бетекс Ф., Песнь творения, Гальбштадт, 1912; *Богородский Я.А., Начало истории мира и человека по первым страницам Библии, Каз.,1909; его же, К вопросу о библейской истории миротворения, ПС, 1890, т.І; архим. (впосл. еп.) Борис (Плотников), О начале мира, К., 1891; *Делич Ф., Колыбель христианства, пер. с нем., СПб.,1909; [прот.*Елеонский Н.], Сотворение мира, ЧОЛДП, 1872, №2 (по *Кайлю); *Елеонский Ф., Вавилоно-ассирийское сказание о творении мира, ХЧ, 1877, т.1; Ильин В.Н., Шесть дней творения, Париж, 1930; [*Лебедев А.] Опыт философско-богословского и естественнонаучного истолкования библейского догмата о творении мира, ЧОЛДП, 1874, №1; *Ловягин Е.И., Важность библейского сказания о сотворении видимого мира, «Странник», 1863, №6; прот. Мень А., Истоки религии, Брюссель, 19812; Новорусский А.В., Разбор мнений о шестодневном творении, ПО, 1879, т.ІІ, №8, т.ІІІ, №11; Орнатский Ф.С., Происхождение человека, ТКДА, 1881, №1,4; Павлович А., Библейская космогония по учению Отцов и Учителей Церкви, СПб.,1898; Песоцкий С.А., К вопросу об историческом характере Моисеева сказания о творении мира, ТКДА, 1898, №3; его же, Повествование ассиро-вавилонских клинообразных надписей о творении мира, К.,1901; *Пиперов Б., Тълкуване на книгата Бытие, София, 1973; Прохоров Г.М., Шестоднев, СКДР, вып.1, с.478–483; *Рыбинский В.П. и др., Библия и Вавилон. Апологетический очерк, СПб.,1904; Светлов Э. (прот. А.Мень), Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971; прот.*Сергиевский Н.А., Творение мира и человека, М.,1883; Топоров В.Н., Космогонические мифы, МНМ, т.2; архим. Феодор(А.*Бухарев), Изъяснение 1-й главы книги Бытия о миротворении, СПб.,1862; Франкфорт Г.А., (и др.), В преддверии философии. Духовные искания древнего человека, пер. с англ., М., 1984; Хейдт У., Бытие 1:1–11, 32, Колледжвиль, 1962 (Ркп. МДА); ЭСБЕ, т.39; *Юнгеров П.А., Повествование о творении мира и человека в I, II и V гл. книги Бытия, к вопросу о происхождении и писателе книги, ПС, 1880, №4; *Gunkel H., Schöpfung und Chaos, Gött., 1895; Наuret Ch., Origines de l’univers et de l’homme d’après la Bible, P., 1955 (англ. пер.: Beginnings, Dubugue (Iowa), 1964); Маrtin-Асhаrd R., Et Dieu créa la terre, P.,1979; Mоuiren T., The Creation, N.Y.,1962; Rеinеlt H., Schöpfung, HTG, Вd.4; Rеnekens H., Israel’s Concept of the Beginning, N.Y.,1964; Sovensen H., Creation Account, NCE, v.4; *Westermann C., Der Schöpfungsbericht vom Aufang der Bibel, Stuttg.,1960 (англ. пер.: The Genesis Accounts of Creation, Phil.,1964); MB, 1979, №9; см. также статью *Райта и других в RGG, Bd.5, S.1469–1492 и в статьях: *Богословие библейское; *Пятикнижие; *Эволюционизм естественнонаучный.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle