Шага́л
Шага́л Марк Захарович (18871985), живописец, график, скульптор, витражист, создатель обширных циклов произведений на библейские темы. Родился в Витебске в еврейской семье. Получил традиционное иудаистское воспитание. В 1906 стал заниматься живописью в школе витебского художника И.Пэна, затем учился в Петербурге под руководством Н.Рериха, Л.Бакста, М. Добужинского. В 1910 после первой выставки своих картин уехал в Париж, где сблизился с представителями различных течений литературного и живописного авангардизма (П.Пикассо, А.Модильяни, Г.Аполлинер). Накануне Первой мировой войны вернулся в Витебск уже сложившимся художником, получившим признание. В 1918 Шагал был назначен уполномоченным по делам искусств в Витебске. В 1919–1922 гг. преподавал в художественных школах, комиссар губернского отдела народного образования в Витебске. В 1922 работал в Каунасе, после чего жил в Берлине и Париже. С 1937 гражданин Франции. Во время Второй мировой войны переселился в Нью-Йорк, а в 1948 вернулся во Францию. В 1973 Шагал посетил Советский Союз. Художник всегда считал Россию своей родиной и не порывал с ней духовной связи. Умер Шагал в Сен-Поль де Ванс близ Ниццы.
Своеобразное творчество Шагала характеризует тот этап в истории искусства, который следовал за постимпрессионизмом. В его картинах и офортах причудливо сочетаются фантастические, подобные сновидениям, образы и внимание к живым деталям обыденного. Хотя творчество художника проникнуто религиозным духом, сам он не относил себя ни к какой конфессии. На вопрос, верующий ли он, Шагал отвечал: «Я мистик. Я не хожу в церковь или синагогу. Моя молитва – моя работа... Я верю пророкам. Вот мое кредо». Поэтому Шагал расписывал и христианские храмы, и синагоги, обращаясь как к ветхозаветным, так и к новозаветным темам.
В 1900–10-e гг. он написал картины «Богоматерь с Младенцем», «Святое семейство», «Каин и Авель», «Голгофа». Задумав серию иллюстраций к Библии, Шагал посетил *Палестину, Сирию и Египет. Законченный цикл из 105 гравюр был издан в 1956 (Париж). С середины 30-х гг. в живописи Шагала все чаще возникает мотив Распятия, которое художник трактует в свете *Служителя Господня гимнов. Уже после войны он создает картину «Падение ангела», в которой переплетаются важнейшие образы его творчества: витебский пейзаж с бредущим странником, горящая свеча (символ духа), старец со свитком *Торы, Распятие, Богоматерь, жертвенное животное. В тот же период он выполняет большой цикл цветных литографий к Ветхому Завету и офорты к псалмам. В 1954–1966-х гг. Шагал написал серию из 17 монументальных панно, названную им «Библейское провозвестие» («Сотворение человека», «Рай», «Изгнание из Рая» и другие). То же название получила и выставка 1973 г. в Ницце, на которой были собраны панно, витражи, гобелены, статуи и мозаики Шагала на темы Священного Писания.
♦ Моя жизнь. По страницам книги, пер. с франц., «Юность», 1987, №12, М.,1994; Ma vie, Р.,1931.
● Свящ. Аксенов-Меерсон М., Евангелие от Марка Шагала, «Путь», Православный альманах, Нью-Йорк, 1985–1986, №7; Башляр Г., Введение в Библию Шагала, в его книге: Новый рационализм, М.,1987; Марк Шагала. К 100-летию со дня рождения. Живопись и графика из французских и советских музеев и личных коллекций. Каталог выставки, М.,1987; Maritain R., Магс Chagall, N.Y.,1943; id., Chagall, ou l’orage enchanté, Genève, 1948; Sweeney J.J., Marc Chagall, N.Y.,1946; Venturi L., Chagall, Genève, 1956; RGG, ВФ1, S.1635.