Чудеса́
Чудеса́ библейские, библейские события, которые выходят за пределы обычного хода вещей и в которых Божественный Промысл проявляется особым образом.
Проблема Чудес как таковая не относится непосредственно к сфере библеистики, а изучается основным, или апологетическим, богословием, которое рассматривает чудеса как соприкосновение, пересечение двух планов бытия – запредельного и земного. Это соприкосновение порождает явления необычного порядка, на что указывает и сама этимология слова «чудо» (от «чудиться», удивляться). В широком смысле слова чудом является и все мироздание, и возникновение жизни, и создание человека. Сама разумность, познаваемость устройства вселенной делает ее чудом, проявлением Славы Предвечного. Вера в высший Смысл бытия, в Божественное Начало естественно предполагает свободу творческих деяний Божьих. Блж.*Августин, признавая действие в природе строгих закономерностей, считал, что они шире и глубже того, что дает нам обычный опыт («О Книге Бытия», ІХ, 17–18). На возражение, что Бог не нарушает Им же установленных законов, можно ответить, что для такого утверждения мы должны знать все законы бытия.
Сегодня наука открывает такие законы природы, которые показались бы «чудом» прежним поколениям. Нам не дано знать пределов многоплановости бытия, и, следовательно, нет оснований априорно отрицать то, что противоречит известным нам законам природы. Но самое главное, что свобода творческих деяний Божьих уже по своему определению не может иметь границ. Чудеса промыслительно оберегают человеческую свободу. Они не сковывают ее неотвратимой очевидностью, оставляя простор для принятия или отвержения. Поэтому Христос Спаситель не делал из Своих Чудес орудия духовного насилия; напротив, Он отказывался творить их для доказательства истины (Мф.12:39). Однако тем, кто уверовал, Он указывал на Чудеса как на знамения, знаки Его небесного посланничества, признаки прихода в мир Царства Божьего (Мф.12:28).
Отрицание Чудес в истории экзегетики. Начиная с 17 в. приверженцы *рационализма в библеистике (пантеист *Спиноза, деист *Реймарус и другие) пытались отвергнуть реальность Чудес, поскольку они противоречат Божественным законам и природе. Чудеса трактовались как «сверхъестественные» события, т.е. противоречащие «естеству» и, значит, вымышленные. Считалось, что библейская история не может быть исключением из общего правила: подвластности мира обычным, проверяемым через эксперимент законам. При таком взгляде проблема библейских Чудес решалась трояко.
а) Чудеса, описанные в Библии, – лишь дань древнему примитивному мышлению и представляют собой чистую фантазию или обман, которые следует отбросить (*Толанд, Реймарус).
б) Библейские авторы не имели намерения рассказывать о Чудесах, а описывали обычные факты, которые лишь ошибочно были восприняты как необыкновенные (И.*Айххорн, *Паулюс).
в) Чудеса являются *символами, которые следует толковать только богословски иносказательно *либерально-протестантская школа экзегезы, *демифологизация *Бультмана).
Эти подходы к проблеме Чудес обусловлены определенными философскими предпосылками, которые остаются неприемлемыми для веры в Бога как в высшее личностное свободное Начало. В свете этой веры «сверхъестественным» в строгом смысле слова является только Тот, Кто стоит превыше «естества». Все же Чудеса, в том числе библейские Чудеса, есть лишь особые события, подчиненные неведомым нам Божественным законам. «В области бытия таится бесконечно много такого, что не снилось мудрецам, особенно в глубинах человеческого духа и в его силе воздействия на внешнюю природу. Каким образом, говорит Августин, может быть против природы то, что бывает по воле Бога, когда воля Создателя есть природа каждой созданной вещи? Поэтому чудо противоречит не природе, но известной (нам) природе... самое великое чудо есть сам человек» (*Муретов М., Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса», СПб.,1907, с.265–266).
Три категории Чудес. Чудесные события, описанные в Библии, требуют дифференцированного подхода. Они не являются однородными и могут быть разделены на 3 категории.
а) «Сверхъестественными» в полном смысле слова могут быть названы Чудеса, которые относятся непосредственно к Божественному Бытию. Это и создание тварного бытия, и провиденциальное Домостроительство спасения в целом (феномен библейского *монотеизма и зарождение *Церкви), и тайна Боговоплощения, и пасхальная тайна. Здесь естественные «второпричины» отступают перед действием Божественной Первопричины.
б) К Чудесам относятся промыслительные события, которые по видимости имеют «естественный» характер, но происходят в необходимый момент священной истории. Так, спасение израильтян от голода в пустыне было чудесным действием Промысла, хотя оно проявилось в естественном факте (пролет перепелов через Синайский полуостров; ср. Исх.16:13; Числ.11:31). Некоторые экзегеты относят к этой категории «казни египетские» и переход израильтян через море.
в) Есть в Библии описания Чудес, которые не столько отражают чудесную помощь Божью, сколько представляют собой поэтические образы, призванные передать ту или иную идею. Как пишет *Карташев, в древний образный язык Библии «неустранимо входят элементы мифа, в научном, положительном, благородном смысле этого термина. Глубочайшие догматические идеи, как естественного, так и сверхъестественного откровения на языке первобытного человечества запутаны в пелены мифологем. Немало этих пережитков мифологем в книге Бытия: говорящий Змей, география земного рая, любовь небожителей к дочерям человеческим, борьба Иакова с Богом и т.п.» («Ветхозаветная библейская критика с.40»).
Определить, насколько это возможно, к какой из трех категорий относится описание в Библии того или иного чуда, – задача экзегетики. С этой целью она изучает особенности литературных *жанров Библии, *символов, сопоставляет толкования св. отцов, привлекает к изъяснению текста методы *сравнительно-литературного и *сравнительно-религиозного изучения Библии. Все это помогает отделить в Священном Писании описание реальных фактов чудесного характера от иносказаний и образов священной поэзии.
● *Аверинцев С.С., Чудо, ФЭ, т.5; Алексеев С. (Аскольдов), Чудо, ЭСБЕ, т.39; его же, В защиту чудесного, ВФП, 1903, №70, 1904, №71; еп. Алексий (Дородницын), Отличительный характер чудес Иисуса Христа, ПС, 1907, т.І; архиеп. Амвросий (Ключарев), Вера жены хананеянки, Харьков, 1902; его же, Евангельское повествование об исцелении Господом десяти прокаженных, Харьков, 1902; его же, Евангельское повествование об исцелении Господом жены кровоточивой, Харьков, 1902; *Богдашевский Д., Христос Спаситель как Чудотворец, ТКДА, 1911, №10–11; прот.*Буткевич Т., Взгляд Ренана на Чудеса и пророчества в евангельской истории, Харьков, 1904; *Глаголев С.С., Чудо и наука, БВ, 1893, №6; свящ. Жилов И., Евангелие как книга чудес и по содержанию и по действию на сердца людей, Юрьев, 1911; *Карташев А.В., Ветхозаветная библейская критика, Париж, 1947; прот.*Липеровский Л.Н., Чудеса и притчи Христовы, Париж, 1962; *Лютард Х.Э., Апология христианства, пер. с нем., Пг.,19152; Матвеев Л.А., Есть ли чудо? Научный анализ чудес Иисуса Христа и апостолов, Белград, 1931; Моррен Л., Значение чуда для современного человека, РВЦ, 1963, №1; Преображенский В. (еп. Василий), Чудеса Господа нашего Иисуса Христа, М.,1901; Тернан П., Чудо, СББ; *Тренч Р., Чудеса Господа нашего Иисуса Христа, пер. с англ., М.,1883; еп. Феофан (Туляков), Чудо. Христианская вера в него и ее оправдание, «Прибавления к ЦВед», Пг.,1915, №24 (с библиографией); *Gаlbiati Е., Рiаzzа A., Pagine difficili della Bibbia, Genova, 1951; *Lеоn-Dufоur X., Les miracles dе Jésus, P.,1977; Моnden L., Le miracle, signe dе Salut, Bruxelles, 1959 (англ. пер.: Signes and Wonders, N.Y.,1966); *Riсhаrdson A., The Miracle-stories of the Gospels, L.,1941; Sant C., Miracles (in the Bible), NCE, v.9; НТG, Bd.4, S.449–470.