прот. Александр Мень

Источник

Числовы́е да́нные

Числовы́е да́нные Библии, демографические, хронологические и другие данные Священного Писания (например, данные о размерах сооружений, строений и другие).

Две категории Числовых данных. Экзегеты выделяют в Писании две категории Числовых данных: а) исторические, б) символические. Первая категория отражает главным образом конкретные факты прошлого, вторая – несет метаисторическую смысловую, богословскую нагрузку. Поскольку Библия заключает в себе в первую очередь *керигму, Слово Божие, Числовые данные второй категории в ней преобладают. Хотя для исторической науки Числовые данные в описании событий важны как объективная информация, цель священных писателей выходит далеко за эти пределы. Библия передает религиозное учение, а не просто констатирует те или иные факты. Именно это учение носит богооткровенный характер, фактическая же сторона дела относится к сфере, доступной научному знанию. В прошлом смешение двух категорий нередко приводило к трудностям и неразрешимым проблемам в экзегетике. В настоящее время благодаря дифференцированному подходу к Числовым данным Библии эти трудности постепенно преодолеваются.

Исторические данные не являются неотъемлемой частью богооткровенной керигмы. Источниками для них служили древние предания, летописи и документы. Таковы, например, указания на сроки царствования ветхозаветных монархов или указания на тот или иной год их правления. Когда автор (4Цар.25:27) говорит об освобождении царя Иехонии через 37 лет после его плена или когда евангелист Лука говорит, что Христос Спаситель вышел на проповедь в 15-й год правления Тиберия (Лк.3:1), то это примеры чисто исторической датировки, за которыми не стоят какие-либо богословские идеи. Экзегету остается лишь найти более или менее точный эквивалент библейским датам в современном летоисчислении, чему служит *историческая критика библейская. В первом случае на основе изучения вавилонских памятников следует установить, в каком году был пленен Иехония, а во втором – уточнить, какой год правления Тиберия считался 15-м (в частности, отсчитывать ли годы с начала его царствования или с того времени, когда Тиберий стал соправителем Августа).

Особую категорию исторических Числовых данных представляют собой «цитации», т.е. сведения, которые священные авторы брали из внебиблейских источников. Так, *Гункель рассматривал 10 допотопных праотцев как своего рода цитацию из древневавилонских сказаний о допотопных царях. Эти сказания были сохранены вавилонским жрецом Беросом (ок.330-ок.250 до н.э.). Гункель даже пытался найти смысловые эквиваленты в именах обоих списков (библейском и вавилонском); однако впоследствии выяснилось, что древнейший список появился в Шумере и содержал 6 царей (в соответствии с шестеричным типом шумерского счисления). Тем не менее даже такой осторожный католический экзегет, как *Хайниш, все же признает, что Библия в данном случае опирается на месопотамскую традицию. Она лишь придает ей более правдоподобный характер (клинописный перечень царей охватывает период в 456 тыс. лет, тогда как библейский перечень, по *масоретскому тексту, сокращен до 1656 лет). Данная «цитация» по своему характеру не сводится к описательно-историческим целям. Библейская генеалогия призвана показать единство человечества и непрерывную преемственность обетования (Ной – наследник человеческих прав, дарованных Адаму, а Авраам – наследник благословений, данных сыну Ноя, Симу).

Богословский смысл Числовых данных является в Писании главным, и поэтому в Библии столь часты *символические числа 3, 7, 10, 12, 40 и производные от них. В некоторых случаях эти числа совпадают с реальными фактами. Например, время пребывания сынов Израилевых в Египте (400 лет, Быт.15:13) является одновременно и символическим (40*10), и историческим. В других же случаях мы имеем дело с округлением Числовых данных с целью свести их к символическим. Примером этого служит неполный список царей в *родословии Иисуса Христа (Мф.1:7 сл.). Как отмечает *Гролленберг, Числовые данные «не всегда указывают на точно установленное количество предметов, а часто определяют присущие им качества или их духовное значение».

Некоторые из Числовых данных Библии относятся к области поэтических *гипербол. Так, Аврааму сказано, что у него будет столько потомков, сколько звезд на небе (Быт.15:5). В соответствии с этой гиперболой число израильтян, вышедших из Египта, определяется в 603 550 человек, не считая левитов, женщин и детей. Учитывая многодетность, принятую в древности, общее число беглецов должно было быть около 2 млн. Но как отметил еще в 18 в. *Реймарус, такой караван не смог бы перейти границу Египта за несколько дней и растянулся бы на многие километры (особенно если вспомнить, что с караваном шел и скот). Таким образом, налицо несомненная гипербола. Ведь даже в более позднее время, когда население увеличилось, во всем Египте было не более 7 млн. жителей. Блж.*Феодорит (Boпp. на Числ 1) подчеркивает, что Числовые данные в Числ. должны были указать на исполнение пророчества Аврааму. Впрочем, *Питри Флиндерс, а за ним *Райт предложили другое толкование. Они указали, что еврейское слово אלף, э́леф (тысяча) означает также семью или племя (1Цар.10:19). В таком случае можно предположить, что из Египта вышло около 5–6 тыс. человек

Веnnet W.H., Number, in: HDB; а также ст.*Кенига «Число» в 1-м изд. этого словаря (1909, т.3) и статьи: *Священные числа; Символические числа; *Хронология библейская.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle