Четыре́х исто́чников Пятикни́жия тео́рия
Четыре́х исто́чников Пятикни́жия тео́рия, теория, согласно которой в основе *Пятикнижия лежат 4 основных *источника, или традиции. Эта теория разрабатывалась главным образом в 3 вариантах. 1-й ведет свое происхождение от гипотезы *Астрюка (18 в.) и сводится к тому, что Моисей при написании Пятикнижия пользовался несколькими древними документами. 2-й вариант получил название классической *документарной теории происхождения Пятикнижия. Она была разработана в 19 в. *Графом, *Велльхаузеном и рядом других библеистов. Согласно документарной теории, Пятикнижие сформировалось в *Плена период на основе 4 цельных повествований:
а) *Яхвиста (условное обозначение Я, лат. J), б) *Элохиста (условное обозначение Э, лат. Е), в) Второзаконнического кодекса (условное обозначение В, лат. D) и г) *Священнического кодекса (условное обозначение С, лат. Р). Первые три были написаны в *допленный период, а Священнический кодекс – либо в конце Плена, либо в послепленный период. 3-й вариант теории рассматривает 4 источника не столько как документы, сколько как *устные традиции (гипотеза, принятая в *скандинавской библеистике).
Наибольшим признанием в настоящее время пользуется 2-й вариант теории. Однако данные *археологии и результаты изучения *Древнего Востока внесли в него ряд существенных дополнений. В частности, многие экзегеты считают, что ядро Пятикнижия древнее письменной фиксации 4 источников и восходит к Моисею.
● См. статью *Пятикнижие.