Феодо́р
Феодо́р (Θεόδωρος) Мопсуестский, епископ (ок.350–428), сирийский грекоязычный богослов и экзегет, представитель *антиохийской школы. Родился в Антиохии в аристократической семье. Вероятно, родители его были христианами. Брат Феодора, свт.*Полихроний Апамейский, стал, как и он, известным церковным деятелем. Светское образование Феодор получил в школе знаменитого языческого ритора Либания, представителя «поздней софистики». Богословским наставником Феодора был *Диодор Тарсийский. В школе Либания Феодор сблизился с *Иоанном Златоустом, дружбу с которым сохранил до конца жизни святителя. Златоуст писал, что никогда не забудет его любви, «искренней, горячей, неподдельной и бесхитростной» (Письмо 98). Окончив курс наук, Феодор и свт. Иоанн удалились в монастырь, решив посвятить себя подвижнической жизни. Правда, Феодор какое-то время колебался и хотел покинуть монастырь, но послания Златоуста («К Феодору падшему») вернули его на духовное поприще. Около 383 Феодор был рукоположен епископом Флавианом, а в 392 стал епископом киликийского города Мопсуестии.
Писать Феодор начал, еще будучи мирянином. Главной темой его трудов была Библия и борьба с ересями (арианством и другими). При свойственной ему полемической горячности он унаследовал тяжелый витиеватый стиль «поздней софистики». В трудах Феодора прослеживается центральная идея о двухфазности развития всего существующего. Триединый Бог ведет творение от несовершенства и неустойчивости к совершенству. По его мнению, контраст двух этапов призван показать твари благость Создателя. Это учение Феодора сказалось и на его *христологии. Исповедуя веру во Христа как Бога и человека, Феодор считал, что и на Него распространяется закон двухфазности. Божество обитало во Христе с самого начала, но раскрывалось постепенно. Более того, Феодор полагал, что Бог соединился с человеком во Христе не «по существу» (ибо Бог и человек разноприродны), но в особом акте благой Божественной воли. Эти идеи Феодора стали впоследствии поводом для обвинения его в ереси. Впрочем, при жизни Феодор считался светилом православия, и взгляды его были осуждены лишь через 125 лет после его смерти (на V *Вселенском соборе) в связи с борьбой против несторианства, которое опиралось на авторитет Феодора.
Феодор писал толкования на многие книги Библии: на Пс., Быт., Иов., Еккл., Песн., *Исторические книги Ветхого Завета, *Малых пророков, Евангелия (Мф., Лк., Ин.), Деяния и Послания апостола Павла (Гал., Еф., Флп., Кол., 1–2 Фес., 1–2 Тим., Тит., Флм.). Но большинство этих комментариев сохранилось лишь в фрагментах. Полностью до нашего времени дошли только комментарии к Малым пророкам и к посланиям. Проблемам *герменевтики посвящены два труда Феодора: «Об аллегории и истории» и «О неясности речи». Оба они утрачены.
Следуя своему учителю Диодору, Феодор отвергал произвол *аллегорического метода экзегезы, предпочитая прямой исторический смысл текста. Однако он признавал и роль иносказаний в Библии. К большинству своих предшественников он относился пренебрежительно и редко ссылался на них для подтверждения своих мыслей. Он высоко ставил *Септуагинту и комментировал Ветхий Завет по греческому переводу. Лишь иногда, когда было необходимо углубиться в вопросы *семантики, Феодор обращался к еврейскому тексту. Он верил в *боговдохновенность Священного Писания, однако полагал, что священные авторы нередко пишут не под непосредственным вдохновением, а руководствуясь лишь соображениями собственного разума. Некоторые книги Библии Феодор считал плодом одного лишь человеческого разума и чувства (в частности, Иов., Песн., 1–2 Пар., Езд., Есф., Тов., Иудифь, Прем., 1–3 Макк.). Есть основания думать, что он отвергал каноничность ряда новозаветных книг (Иак., 2 Петр., 2–3 Ин., Иуд., Откр.). Надписания псалмов он также относил к разряду чисто человеческих свидетельств. Следует отметить, что в эпоху Феодора вопрос о составе *канона был еще дискуссионным.
Толкуя Книгу Бытия, Феодор исходил из своей теории двухфазного развития и поэтому настаивал на том, что Адам был создан несовершенным и смертным. Отрицал он и наследственную передачу первородного греха. Феодор считал нелепостью представление о том, что «Бог во гневе и ярости повелел Адаму быть смертным и из-за одного его греха наказал смертью всех людей, даже еще не родившихся». По его словам, «такого нельзя подумать даже и о людях, здравомыслящих и заботящихся о справедливости». Человек грешит, следуя побуждениям собств. воли. В этом плане Феодор был близок к воззрениям *Пелагия, но он подчеркивал, что греховность человека обусловлена его изначальным несовершенством и смертностью. Явление Христа положило начало «новому творению», которому предназначено бессмертие.
Оригинальным был взгляд Феодора на ветхозаветные пророчества. Отвергая подлинность надписаний псалмов, он тем не менее считал их автором Давида. Давид, по его мнению, был величайшим из пророков, а последующие – лишь подтверждали его слова. Тем не менее Феодор сильно сократил число псалмов, которые считались мессианскими. К таковым он относил лишь 2, 8, 44, 90. Прочие он толковал применительно к истории Ветхого Завета. Некоторые патрологи считают Феодора предшественником библейского *рационализма, но подобная оценка малоосновательна. Своеобразные концепции Феодора были обусловлены не рационализмом, а особенностями его догматической метафизики.
♦ Migne. PG, t.66; Theodori episcopi Mopsuesteni In epistolas B.Pauli commentarii. Ed.H.Swete, Camb. (USA), 1880–82, t.1–2.
● Гурьев П., Феодор, еп. Мопсуестский, М.,1890 (наиболее полное исследование на рус. яз.); Доброклонский А., Сочинение Факунда, еп. Гермианского в защиту трех глав. М., 1880; *Лебедев А.П., Спор о трех главах и V Вселенский Собор, ДЧ, 1875, ч.3, №912; Соколов П., Толкование ветхозаветных писаний в антиохийской школе, ЧОЛДП, 1887, №12; ЭСБЕ, т.41а; иностранная библиография указана в ОDСС, р.1359, и Quasten. Patr., v.3, р.401–423; см. также статью *Антиохийская школа.