прот. Александр Мень

Источник

Фемини́зм

Фемини́зм и Библия. Понятие Феминизм (от лат. femina – женщина) первоначально имело исключительно социально-политический смысл и обозначало движение за равноправие женщин в обществе. Но во 2-й половине. 20 в. возник и специфический христианский Феминизм, в том числе и «феминистский подход к Библии». Он исходит из того факта, что Библия писалась в период «патриархата», т.е. социального господства мужчин, и на этом основании рассматривает «патриархальные» тенденции Писания как устаревшие. Современный христианский Феминизм идет еще дальше, требуя пересмотра самого Писания – радикалы даже предлагают заменить определение Бога как «Отца» на «Мать». В целом богословы и экзегеты признают справедливость тезиса о «патриархальном» фоне Библии. В частности, о.*Браун пишет: «Поскольку Библия содержит Слово Божье, записанное мужчинами, а ее тексты отражают социологию народа Божьего в период между одиннадцатым веком до Р.Х. и первым веком по Р.Х., в контексте иной социологии не следует держаться за старую социологию как за сегодняшнюю норму».

Тем не менее при всей своей «патриархальной» тональности Писание подкрепляет идею женского равноправия. Согласно (Быт.1–2), женщина и мужчина – одноприродные существа, сотворенные по образу и подобию Божьему. Жена является «помощником» мужа (евр. כנגדו עזר, э́зер кенегдо́, что можно перевести как «второе я»). Вместе они составляют «одну плоть». В ветхозаветный период женщины играли активную роль в религиозной жизни. Они обучались *Закону Божьему (Втор.31:12), участвовали в паломничествах и обществ. *богослужении. В уста женщин Ветхий Завет вкладывает молитвословия и священные гимны. Особенно важен факт существования женщин-пророчиц (Исх.15:20; Суд.5:1 сл.; 4Цар.22:14 сл.; Ис.8:3). В *Откровении, данном через пророка Иоиля, Господь говорит, что Дух Божий будет изливаться и на мужчин, и на женщин (Иоиль 2:28). Христос Спаситель Своим авторитетом освящает участие женщины в духовной жизни. Среди Его первых последователей было немало женщин; значительную роль играли они и в *первохристианских общинах (пророчицы, диаконисы, благотворительницы).

Трудной экзегетической проблемой остается повеление апостола Павла, считавшего, что женам следует молчать в церковных собраниях, а за разъяснениями дома обращаться к мужьям. Не все христианки имели мужей, а кроме того, запрет не согласуется со словами самого же апостола о женском пророчестве (1Кор.11:5), т.к. пророчество было одной из форм публичного слова, проповеди. По мнению свт.*Иоанна Златоуста, апостол подразумевал лишь женщин, имевших мужей-христиан. Если же у женщины нет мужа-единоверца, тогда «апостол не лишает ее власти учить» (Беседы о Прискилле и Акиле, 1).

В любом случае апостол утверждал лишь функциональное различие между мужским и женским служением в Церкви. Если по психофизическому естеству женщина отличается от мужчины, то по благодати, учит апостол, «нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).

Признавая обоснованность эгалитарных требований Феминизма, большинство экзегетов и богословов всех конфессий не считают возможной ревизию текста Библии, которую предлагают сторонники Феминизма. Пол есть свойство твари и не относится к Богу. Если же Бог назван «Отцом», то это слово освящено авторитетом Иисуса Христа и не может быть заменено другим. В Библии содержится достаточно свидетельств того, что «отеческое» отношение Творца к миру есть образ, совмещающий черты как отцовской, так и материнской любви (например, Ос.11:3–4).

Новый Завет и практика Церкви санкционируют многообразное христианское служение женщины. Исключение составляет *Таинство Евхаристии, которое в соответствии с традицией, восходящей к *Тайной Вечери, совершают мужчины. Поэтому Церкви, имеющие Апостольское преемство и сохраняющие сакральный смысл главных церковных священнодействий, не принимают женского священства, хотя оно допущено в ряде протестантских деноминаций.

Вардиман Е., Женщина в древнем мире, пер. с нем., М.,1990; Державин Д., Доблестная жена по Соломону, М.,1868; Доганович А., Библейские женщины, Серг.Пос.,1913; прот.*Кустодиев К.Л., Опыт истории библейской женщины, СПб.,1870; Попович Г.Г., Положение женщины в библейской семье и обществе, ТКДА, 1916, т.1; Смирнов А.В., Женщина вне христианства и в христианстве, М.,1882; архим. *Хрисан ф (Ретивцев), Христианское воззрение на брак, ХЧ, 1867, т.II; Barrois G., Women and Priestly Office According to the Scriptures, in: Women and Priesthood, ed.T.Hopko, Grestwood (N.Y.), 1983; Carmody D., Feminism in Christianity, Nashville, 1982; Russel L. (ed.), Feminist Interpretation of the Bible, Phil.,1985; Tetlow E., Women and Ministry in the New Testament, N.Y.,1980; прочую библиографию см. в указанных сочинениях и в статьях: *Моногамия; *Таинства.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle