Фа́ррар
Фа́ррар (Farrar) Фредерик Уильям (1831–1903), англиканский богослов, экзегет, филолог и писатель викторианской эпохи. Родился в Индии в семье миссионера. Учился в лондонском Кингс-колледже и в Тринити-колледже в Кембридже. С 1854 диакон, затем каноник, архидиакон и декан Кентерберийский. Много времени и сил отдал преподаванию и работе с молодежью. В церковной деятельности Фаррар примыкал к т.н. Широкой Церкви, терпимо относившейся к различным течениям в англиканстве. Взгляды Фаррара нередко подвергались нападкам, а его идейная широта (выразившаяся, в частности, в дружбе с Ч.Дарвином) вызывала нарекания, однако труды и проповеди его имели большой успех и не раз переиздавались. Отсутствие конфессиональной узости завоевало книгам Фаррара любовь и православных читателей. Многие его труды переведены на русский язык.
Наибольшую известность принесла Фаррару трилогия, изъясняющая Новый Завет: «Жизнь Иисуса Христа» («The Life of Christ», L.-N.Y.,1874; рус.пер. проф.А.П. Лопухина, ч.1–2, СПб.,19008, есть еще 2 перевода); «Жизнь и труды св. апостола Павла» («The Life and Works of St.Paul», L.,1879; рус.пер. проф.А.П.Лопухина, ч.1–2, СПб., 19114) и «Первые дни христианства» («The Early Days of Christianity», L.,1882; рус.пер.: ч.1–2, СПб.,18922). Трилогия представляет собой не подстрочный комментарий к Новому Завету, а связное изложение евангельской и апостольской истории, которое тесно переплетается (особенно во 2-й и 3-й частях) с характеристикой новозаветных книг. Этот исторический метод изложения был в известной степени навеян автору *Ренаном, но, в отличие от французского писателя, Фаррар выступал в своем труде как убежденный христианин. В предисловии к «Жизни Христа» он писал: «Ожидания людей, думающих найти в ней (книге Фаррара – А.М.) новые теории о божественной личности Иисуса Христа или блестящее зрелище, которое получается, когда мифические облака и туманы окрашиваются заходящим солнцем падающей веры, будут напрасны».
Обширная эрудиция позволила Фаррарру привлечь к работе разнообразные источники: античные, святоотеческие, иудейские, а также труды многих своих предшественников и современников. При этом он не стремился превратить трилогию в сугубо специальный труд, а рассчитывал на широкий круг образованных читателей. Его книги отмечены художественным изложением и богословской насыщенностью. *Исагогике Евангелий он уделяет мало места, зато подробно останавливается на проблеме происхождения посланий и Апокалипсиса (в частности, он признает все Павловы послания принадлежащими апостолу, за исключением Евр.).
Естественным продолжением трилогии явилась книга «Жизнь и труды св. Отцев и Учителей Церкви» («Lives of the Fathers», L.,1889; рус. пер.: т.1–2, СПб.,1902–1903), в которой немало места уделено и *святоотеческой экзегезе. Специально истории библейской науки посвящен труд Фаррара «История толкования» («History of Interpretation», L.,1886).
Фаррар написал ряд книг на нравственные, философские и педагогические темы, романы, в одном из которых изображены апостольские времена («Darkness and down, or scene in the days of Nero», в рус.пер.: «Тьма и рассвет», СПб.,19043). Хотя в некоторых отношениях работы Фаррара устарели и его стиль местами по-викториански многословен и риторичен, его книги и поныне находят благодарных читателей.
♦ В рус.пер.: Достоверность чудес, ПО, 1876, т.II, №6; Исторические свидетельства об Иисусе Христе, М.,1877; Соломон, его жизнь и время, СПб.,1890; Голос с Синая, СПб.,1895; Искатели Бога, СПб.,1898; Семейный очаг, СПб.,1898; Христианская ответственность, СПб.,1898.
● Прот. Беликов Д.Н., Апостол Павел в изображении Фаррара, СПб.,1911; Ф.В.Фаррар, (некролог), «Нива», 1903, №15; ЦВ, 1888, №6; Pals D.L., The Victorian «Lives» of Jesus, San Antonio (Tex.), 1982; Farrar R., The Life of Frederic William Farrar, L.,1904.