прот. Александр Мень

Источник

Фадде́й

Фадде́й (Иван Васильевич Успенский), епископ (1872–1937), русский православный церковный деятель и библеист. Родился в Нижегородской губернии. Окончил Московскую Духовную академию (1896), где был оставлен профессорским стипендиатом. В 1897 принял сан иеромонаха и назначен преподавателем в Смоленскую Духовную семинарию. Затем был инспектором Минской и Уфимской Духовной семинарии, а с 1903 – ректором Олонецкой Духовной семинарии. Хиротонисан в 1908 во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской кафедры. В 1919–1922 управлял Волынской епархией. С 1922 по 1937 последовательно занимал Астраханскую, Пятигорскую, Калининскую и Костромскую кафедры. В период «обновленческой» смуты сохранил верность Патриаршей Церкви. Скончался в Калинине. Был известен как знаток церковного устава, молитвенник и аскет.

Магистерская диссертация Фаддея, защищенная им в МДА в 1901, была посвящена критике теории о *Второисайе и *Тритоисайе («Единство книги пророка Исайи», Серг.Пос.,1901). В ней Фаддей указывал, что во всей книге пророка отмечается богословское единство (темы спасения, Мессии, *Остатка и другие), прослеживается единство стиля и системы образов (виноградник, пустыня и другие). Не сохранилось древних свидетельств о коллективном *авторстве Ис.; напротив, самое раннее (около 200 до н.э.) свидетельство приписывает книгу одному автору (Сир.48:22–25). Это предание отражено и в Новом Завете (например, Лк.4:1719; Деян.8:28–33), и в святоотеческой письменности. Упоминание во 2-й части Ис. царя Кира, жившего на 200 лет позднее пророка Исайи, Фаддей объясняет пророческим даром предвидения. *Карташев характеризует труд Фаддея как «последнюю попытку русской богословской школы отстоять единство книги пророка Исайи». По его мнению, «после этой добросовестно-трудолюбивой попытки отстоять безнадежную позицию традиционной школы мы можем с чистой совестью уступить поле, завоеванное библейской критикой, чтобы не растрачивать более и без того наши малые силы на предприятия безнадежные и приложить их ко многой, необъятной жатве, у которой деятелей мало» («Ветхозаветная библейская критика», с.36).

♦ По поводу статьи «Раб Иеговы» (Исайи 40–66) В.Н.Мышцина, БВ, 1905, №11.

Мануил. РПИ, т.6, с.325–27.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle