прот. Александр Мень

Источник

Универсали́зм и партикуляри́зм

Универсали́зм и партикуляри́зм (от лат. universalis – всеобщий и от лат. particularis – отдельный) в Библии, общечеловеческие и национально-обособительные мотивы в книгах Священного Писания.

Исходные предпосылки. Библейское учение безусловно рассматривает все расы и народы как единую общечеловеческую семью. Уже одно то, что в (Быт.3:20) Ева названа «матерью всех живущих», свидетельствует против концепции *«преадамитов» и других форм *полигенизма или *расизма. Новый Завет, как и Ветхий, утверждает происхождение рода человеческого «от одной крови» (Деян17:26). В то же время Писанию чужда нивелирующая точка зрения, которая обесценивает индивидуальные облики народов и культур, игнорирует разнообразие их призваний и судеб (см. статью *Этнография). Хотя, согласно апостолу Павлу, вера и жизнь во Христе ставят людей выше разделения на эллинов и иудеев, мужчин и женщин (Рим.10:12; 1Кор.1:23–24; Гал.3:28 и другие), но это не значит, что между эллинами и иудеями, мужчинами и женщинами исчезают все различия. Иными словами, Писание признает законным и естественным для человечества единство в многообразии.

В Библии нет определения понятия народ, этнос. Впрочем, нет общепринятого определения этноса и во внебиблейской мысли – в религиях, философии, науке. Признается лишь наличие трех этнообразующих факторов: общности языка, мировоззрения (определяющего тип материальной и духовной культуры) и *эндогамии (браков внутри группы). Все три фактора (отмеченные и в Писании) тесно взаимодействуют между собой, создавая характерные черты той или иной этнопсихологии и культуры. Впрочем, эти черты не рассматриваются как абсолютные и неизменные. Если в Ис. не раз сказано о жестокости и агрессивности ассирийцев, то в той же книге предсказано их обращение к Богу, как и обращение египтян (Ис.19:23–25). «Жестоковыйным» (евр. ארף קשי, кеше-о́реф, противящиеся ярму, мятежные) израильтянам противопоставлены истинные израильтяне, святой *Остаток (ср. Исх.32:9; Ин 1:47; Откр 2:9).

Проблема избранничества. Господь, согласно Писанию, есть Властитель истории, предназначающий каждому народу свою роль. Они могут служить орудиями Его возмездия (ассирийцы, Ис.10:5), господствовать над царствами (халдеи, Иер.43:10), быть освободителями (персы, Ис.41:1–5). Различны характеры и судьбы *колен Израильских (Быт.49), но в целом они особым образом призваны на служение Предвечному («Вы... будете Моим уделом из всех народов... будете у Меня царством священников и народом святым», Исх.19:5–6). Народ этот сложился не только естественным путем, а был создан позже других народов *Древнего Востока по воле Самого Господа (призвание Авраама), чтобы через него осуществилось сотериологическое и мессианское Домостроительство («спасение от Иудеев», – говорит Христос Спаситель самарянке, Ин.4:22). Писание знает язычников, которым открывался Бог (Мелхиседек, Валаам, Иов, Навуходоносор, Даниил – царь *Угарита и другие); язычники, как и израильтяне, несут перед Ним нравственную ответственность (Ам.1:3,9,13; 2:1). Но религиозное предназначение Израиля (*Завет, Обетование и *Откровение, данное ему) имеет исключительный характер.

Место израильтян в провиденциальных замыслах обусловлено не их качественным превосходством над другими народами и не является привилегией. Избранничество, подобно спасающей благодати Христовой, есть дар Божественной любви и свободное проявление неисповедимой воли Сущего. Это особенно ясно показано во (Втор.7:6–8 и Ам.9:7). Соответственно величию дара Божьего возрастает и ответственность призванных (Ам.3:1–2). Впрочем, падения народа, хотя и влекут за собой возмездие, не могут разрушить непреложности даров и призвания Божьего (Рим.11:28–29). Когда пророк Илия сетует на всеобщее отступление народа, Господь открывает ему, что осталось 7 тыс. мужей, которые сохранили верность (3Цар .19:9–18). И во все века греховный недуг поражает народное тело только «отчасти» (Рим.11:7,25).

Диалектика Универсализма и партикуляризма в Ветхом Завете проявляется уже с момента основания ветхозаветной Церкви. С одной стороны, Авраам должен выйти из среды родичей-язычников, покинуть дом отца, а с другой – предсказывается, что благословение, данное ему, будет благословением для «всех племен земных» (Быт.12:1–3). Потомки патриарха постепенно образуют род, племя, этнос, и в этом процессе партикуляризм играет формирующую роль (через отбор и эндогамию). Таким образом ветхозаветная Церковь созидается как замкнутое религиозно-этническое единство, что соответствует той стадии культуры, когда духовное наследие передавалось главным образом от родителей к детям, через семейную, «межпоколенную» традицию. В силу этого этнос и религия почти повсеместно совпадали. Тем не менее даже тогда в созидавшийся израильский этнос вливалось «множество разноплеменных людей» (Исх.12:38), которых позднее стали называть пришельцами (евр. גרים, гери́м), (Исх.12:49; 22:21; 23:9; 2Пар.30:25), (см. статью *Прозелиты). Среди них были кениты (Суд.1:16), моавитяне (Руфь), идумеи (Втор.23:7), египтяне (3Цар.3:1), хетты (2Цар.11:3), эфиопы (Иер.38:7), аморреи (2Цар.21:2), хананеи (3Цар.9:20). Израильское царство времен Давида и Соломона включало ряд языческих земель, жители которых так или иначе приобщались к почитанию единого Бога.

Окружавшие Израиль народы, в политическом отношении более мощные и превосходившие его по уровню цивилизации, в течение веков оказывали на него культурное влияние. Вместе с тем они несли и языческие соблазны. Чтобы противостоять им, духовные вожди ветхозаветной Церкви вынуждены были прилагать неимоверные усилия, вести постоянную борьбу за чистоту веры. Такая борьба нередко принимала крайние формы «священной войны». Постепенно созидалась стена, отгораживавшая израильтян от других народов, от язычников. В еврейском языке слово גוים, гойи́м (народы) стало синонимом понятия «язычники» (подобным же образом русское слово «язычник» происходит от славянского слова язык – народ). Антитеза «иудеи – народы» особенно была заострена после *Реставрации при Ездре и Неемии (в эллинистический период эта антитеза получила форму противопоставления иудеев и «эллинов»). Поскольку общность повседневных обычаев, совместные трапезы, смешанные браки способствуют сближению народов, многие законы *Пятикнижия и ветхозаветного *Предания (о субботе, пищевых запретах, эндогамии и т.д.) были направлены на обособление иудеев.

При этом партикуляристическая тенденция не уничтожила тенденцию к универсализму, которая была заложена в ветхозаветной религии изначально. Особенно четко прослеживается она в проповеди *пророков. Приняв вместе с Моисеевой традицией веру в избранничество Израиля, они соединяли эту веру с любовью к своему народу. Однако их патриотизм был «зрячим»; они были беспощадны в обличении грехов Израиля, не льстили толпе, резко выступали против национального превозношения.

Не таковы ли, как сыны Ефиоплян,

и вы для Меня,

сыны Израилевы? говорит Господь.

Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской,

и Филистимлян – из Кафтора,

и Арамлян – из Кира?

(Ам.9:7)

Откровение, данное ветхозаветной Церкви, станет, по словам пророков, достоянием человечества. Через пророка Амоса Бог предсказывает, что Его имя будет возвещаться среди народов (Ам.9:12). Пророк Исайя говорит о наступлении Дня, когда к дому Господню «потекут все народы» (Ис.2:2–3); это же пророчество дословно повторено у Михея (Мих.4:1 сл.). В (Ис.19:23) говорится об обращении язычников к единому Богу («Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу»). В тот день скажет Господь: «Благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне, и наследие Мое – Израиль» (Ис.19:25). Описывая мессианский День Господень, пророк Софония передает слова Бога: «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Соф.3:9). В своей проповеди пророки обращаются не только к единоплеменникам, но и к другим народам (Амос, Исайя). О Иеремии прямо сказано, что он призван быть «пророком для народов» (Иер.1:5). Предрекая бедствия угнетателям Израиля, Господь говорит, что они будут помилованы, «если они научатся путям народа Моего» (Иер.12:14–16; ср. также Иер.16:19). Эта тема особенно настойчиво звучит во второй части Книги Исайи (например, Ис.45:1415). О *Служителе Господнем, Мессии, сказано: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:6).

Во *Второго Храма период обособление иудеев усиливается, но мотивы универсализма не исчезают из священной письменности. Об этом свидетельствует содержание Книг Руфи и Ионы. В Книге Товита звучит призыв к израильтянам проповедовать Бога язычникам, среди которых они рассеяны (Тов.13:3–4). Этот призыв стал осуществляться главным образом в *междузаветный период (см. статью *Прозелиты). Таким образом в диалектике Универсализма и партикуляризма подготавливался переход от национальной ветхозаветной Церкви к Церкви Вселенской, Христовой.

Новозаветное учение. Уже в описании детства Христа Спасителя содержится тема универсализма. У Мф. язычники-волхвы приходят поклониться Младенцу-Мессии (Мф.2:1 сл.). В сказании Лк. о Благовещении Христос назван Сыном Давида, грядущим царствовать «над домом Иакова» (Лк.1:32–33); Его приход исполняет обетование, данное Аврааму (Лк.1:54–55). Но в то же время Он есть «Свет к просвещению язычников» (Лк.2:32). Универсалистская тенденция проявляется у Лк. и в том, что в отличие от Мф. он ведет *родословие Спасителя не от предка еврейского народа, а от праотца всего человечества (Лк.3:23–38).

Свое земное служение Господь Иисус ограничивает пределами ветхозаветного народа Божьего (Мф.10:5–6; ср.15:24). Однако уже в этот период к Нему обращаются и эллины (Ин.12:20 сл.). После Воскресения, согласно (Мф.28:19–20), кончается национальный этап священной истории. Христос посылает апостолов «научить все народы».

Проповедь иноплеменникам начинают находящиеся в Иерусалиме еврейские «эллинисты» (выходцы из стран *диаспоры), которые рассеялись из города после гибели первомученика Стефана (Деян.11:19–21). Среди первых обращенных неевреев были главным образом прозелиты (эфиопский евнух, сотник Корнилий). Но настоящую, широко задуманную миссию среди язычников начал апостол Павел со своими сподвижниками. После первых его успехов в Церкви возник трудный вопрос: нужно ли неофитам из язычников принимать на себя все, чего требовал Закон от иудеев? Мнения на этот счет разделились, и вопрос горячо дискутировался на иерусалимском апостольском «соборе» (ок.49; см. Деян.15). В итоге было решено, что христиане-евреи сохраняют прежние обычаи, а от христиан из язычников требуется лишь соблюдение некоторых правил, которые предписывались прозелитам (в раввинистической традиции они иногда именуются «заповедями сынов Ноевых»). Сам апостол Павел соблюдал ветхозаветные обряды лишь ради традиции (Деян.21:17–26), не признавая за ними сотериологического значения (см. статью *Павла апостола послания). Он стал выразителем высочайшей ступени библейского универсализма, возвестив, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. Укоренению этого взгляда провиденциально способствовал многонациональный характер Римской империи, где христианство распространилось в первые века своего существования.

Аксаков И.С., Иудаизм как всемирное явление, в книге: ПСС Аксакова И.С., СПб., 1900, т.3; архим. Андрей (Ухтомский), Истолкование библейских пророчеств об искуплении человека, Каз.,1904; *Бердяев Н., Многобожие и национализм, «Путь», 1934, №43; *Грело П., Народ, СББ; его же, Народы языческие, там же; Иванов Вяч., Родное и вселенское, Пг.,1918; Марголин М.М., Вавилон, Иерусалим, Александрия, Пб., 1923; *Поснов М.Э., Идея завета Бога с израильским народом в ВЗ, Богуслав, 1902; *Соловьев Вл., Еврейство и христианский вопрос, Соч., СПб.,19122, т.4; С.Ч., Грозные речи еврейских пророков против языческих народов, ВиР, 1911, №22; Altmann P., Erwählungstheologie und Universalismus im Alten Testament, В.,1964; *Daniélou J., Le Mystère du salut des nations, Р.,1946 (англ. пер.: The Salvation of the Nations, L.,1949); id., Les saints «païens» de l’Ancient Testament, P.,1956; Dupont J., The Salvation of the Gentiles, N.Y.,1979; Rétif A., Lamarche P., Le salut des nations, P.,1960 (англ. пер.: The Salvation of the Gentiles and the Prophets, Baltimore, 1966). Литературу по вопросам этногенеза см. в книге: Бромлей Ю.В., Очерки теории этноса, М.,1983; см. также библиографию к статьям: *Моногенизм; *Расизм; *Этнография.

«Универсальная религия» и Библия. Представление об «Универсальной религии», включающей в себя все верования или составляющей их основное ядро, возникло в Индии и Греции. Философское обоснование этой идеи впервые встречается в индийской поэме «Бхагават-Гите» (1-е тыс. до н.э.) и выражено в словах бога Кришны (VII, 21), а затем мы находим его в трактате Плутарха (ум. около 120 до н.э.) «Об Исиде и Осирисе» (К.,1996, 1967). Элементы учения об «Универсальной религии» содержатся у *Филона, а также в учениях гностиков и манихеев.

В Новое время тезис об «Универсальной религии» развивали сторонники деизма и *рационализма (*Спиноза, *Лессинг, *Тоанд и др.). В различных формах этот тезис принимался *масонством, *теософией, *неоведантизмом. Присутствует он и в ряде современных «нетрадиционных» культов.

Священное Писание, признавая, что в нехристианских религиях есть искренний поиск «неведомого Бога» (Деян.17:22 сл.), отрицает идею синкретической «Универсальной религии». *Откровение радикально противопоставляется язычеству, а само учение Библии выступает как религия для всех народов (см. статью *Универсализм и партикуляризм в Библии). Святоотеческая мысль дополнила это учение, рассматривая язычество как ступень подготовки внебиблейского мира к Евангелию (см. статью Сравнительно-религиозное изучение Библии).


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle