прот. Александр Мень

Источник

Тринита́рное уче́ние

Тринита́рное уче́ние (от лат. Trinitas, Троица) в Библии, свидетельства Священного Писания о Св.Троице.

Ипостасные *прообразы в Ветхом Завете. *Откровение, данное ветхозаветной Церкви, не содержало в себе Тринитарного учения. Одной из причин этого могло быть предохранение израильского народа от соблазнов *политеизма (многие языческие пантеоны увенчивались триадами богов). Если бы Тринитарное учение было открыто в Ветхом Завете, возникла бы угроза превращения его в «тритеизм», или троеБожие. Поэтому проповедь *пророков, священников и *мудрецов Ветхого Завета была сконцентрирована главным образом на идее *монотеизма. Тем не менее в библейском *богословии Ветхого Завета есть предвосхищения идеи Божественных Ипостасей. Когда Писание Ветхого Завета говорит о Духе Яхве (Быт.1:2; Ис.63:14; Иез.11:24 и др.) и о Его Слове (Пс.32:6; Ис.55:10 сл. и др.), речь идет не о божественных свойствах, но о Самом Божестве. Понятием, близким к Слову, является Премудрость Божья, которая в *Учительных книгах Ветхого Завета наделена ипостасными чертами (например, Притч.8:22 сл.).

В святоотеческий период один лишь *Феодор Мопсуестский полностью отрицал предвосхищения в Ветхом Завете Тринитарного учения. Большинство отцов Церкви было убеждено, что в дохристианской части Библии есть указания на Ипостаси Триединого Бога (свт.*Афанасий Великий, свт.*Василий Великий, свт.*Григорий Назианзин, свт.*Григорий Нисский, свт.*Кирилл Александрийский, блж.*Феодорит Киррский и другие). В частности, многие отцы толковали в тринитарном смысле «предвечный совет» о создании человека (Быт.1:26). Свт. Василий Великий пишет: «Не говори, что древним умолчено было о Сыне, а нам открыт Он, если только исповедуешь Сына зиждительным Словом. Ибо отцы знали Слово, поклонялись Божию Слову, а со Словом и Духу» (Против Евномия, 5). Впрочем, подобный взгляд не означает утверждения, что Ветхий Завет имел Тринитарное учение во всей его полноте (святоотеческие высказывания на эту тему собраны в книге: Митр. Макарий (Булгаков), Православное догматическое богословие, СПб.,18952, т.1, §26).

Тринитарное учение книгах Нового Завета. Евангелия постоянно говорят о Боге как Отце, как Сыне и как Духе. Дух Божий именуется Духом Святым, поскольку слово «Святой» было синонимом слова «Бог» (см.Пс.21:4; Ис.43:15). Но полная тринитарная формула (Отец, Сын и Святой Дух) встречается в Евангелии лишь один раз (Мф.28:19). Она, по-видимому, употреблялась в *первохристианский период при совершении *таинства крещения.

Апостол Павел свидетельствует о существовании Тринитарного учения в раннехристианских общинах формулой своего благословения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2Кор.13:13). Эта формула, при сохранении изначального монотеизма («Господь один», 1Кор.12:5) указывает на антиномический характер Тринитарного учения. Важнейшим указанием на это учение являются слова в (1Ин.5:7–8): «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном». Хотя приведенные слова находятся только в поздних *рукописях (древнейшая из них – 9 в., а наиболее ранняя цитация текста относится к 4 в.), они приняты в церковный *канон как боговдохновенные. Толкования их неоднозначны; но поскольку «дух, вода и кровь», по-видимому, обозначают тварный мир (быть может, человека, неживую природу и жизнь), то слова послания учат об отражении в земном, тварном бытии Бытия Божественного, Триипостасного.

Впервые слово Троица (греч. Τριάς) как выражение вероучительного *Предания Церкви употреблено свт.*Феофилом Антиохийским во 2-й половине 2 в.

● [Иером. Алексий (Соловьев)] Ветхозаветное учение о таинствах Пресвятой Троицы, ПТО, 1849, №8; прот.*Булгаков С., Агнец Божий, Париж, 1933; его же, Утешитель, Париж, 1936; еп.*Кассиан (Безобразов), Водою и кровию и духом, ПМ, 1948, вып.6; Обэн П., Бог: Отец, Сын, Дух Святой, «Символ», 1985, №13; свящ. Флоренский П., Столп и утверждение истины, М.,1914; проч. литературу см. в статье *Богословие библейское и в NCE, v.14.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle