Тихо́ний
Тихо́ний (Tyconius) Африканский (ок.330-ок.390), латиноязычный христианский богослов (по некоторым данным, епископ). Сведений о его жизни сохранилось мало. Известно, что он жил в Римской Африке и принадлежал к ригористической группировке раскольников, возглавляемой карфагенским епископом Донатом. Впрочем, среди самих донатистов Тихоний считался либералом и подвергся осуждению на их соборе (380).
Тихонию принадлежит толкование на Откр., которое в настоящее время утрачено. В историю библеистики он вошел как автор книги «Liber de septem regulis ad investigandam et inveniendam S. Scripturae intelligentiam» (рус. пер.: «Книги о семи правилах для исследования и нахождения смысла Св.Писания»). Труд Тихония направлен на преодоление библейских *«противоречий» и объяснение *трудных мест Библии. В 1–3 правилах он отмечает, что следует различать между речениями, касающимися Спасителя и Его *Церкви, хотя в самом новозаветном контексте они нередко слиты воедино. Такого же дифференцированного подхода требует понятие «Израиль». Например, во 2-й части Книги Исайи он одновременно назван избранником, орудием спасения (Ис.41:8 сл.) и глухим слепцом (Ис.42:18 сл.). В первом случае говорится об идеальном народе Божьем (Церкви), а во втором – о народе в его эмпирическом состоянии.
4-е правило посвящено трудному вопросу об оценке *Закона апостолом Павлом. С одной стороны, апостол возвещает, что Закон отменен, а с другой – что он «свят» (см. Павла св. апостола Послания). Тихоний толкует это таким образом: святы сами заповеди Закона как данные Богом; бессильны же они, когда люди относятся к ним формально, законнически. Согласно Тихонию, такое отношение было не только у фарисеев, но часто встречается и у христиан. 5-е правило содержит попытку объяснить цифровые расхождения в Библии. 6-е правило вводит теорию «рекапитуляции», согласно которой ряд событий и образов, следующих в тексте друг за другом (например, в Откр.), не означает хронологической последовательности, а описывает одно и то же событие с разных точек зрения. 7-е правило касается библейских иносказаний и метафор. Например, речь к вавилонскому царю в (Ис.14) одновременно относится и к сатане. Книга Тихония высоко ценилась блж.*Августином, несмотря на то, что ее автор был раскольником. Через Августина труд Тихония оказал влияние на *средневековую экзегезу, начиная с *Исидора Севильского.
♦ Migne. PL, t.18; в рус. пер.: Тихония Африканца книга о семи правилах, ПТО, 1891, №3–4.
● Архим.*Антоний (Храповицкий), О правилах Тихония и их значении для современной экзегетики, ПСС, СПб.,19112, т.2; иностр. библиогр. см. в ODCC, p.1400.