Теофо́рные имена́
Теофо́рные имена́ (от греч. – ϑεός, Бог и φορέω – носить) библейские, личные имена, в состав которых входит то или иное имя Божье или имена языческих богов. Существует 4 вида Теофорных имен.
1. Имена, включающие свящ. имя Божье (евр. יהוה, яхве́) в его сокращ. форме. В одних случаях оно ставится в начале личного имени (напр., евр. יחנן, йохана́н – синодальный перевод Иоанн – Милость Яхве; йехошу́а – синодальный перевод Иисус – Спасение Яхве), в других – оно завершает имя (евр. ירמיהו, ирмейа́ху – синодальный перевод Иеремия – этимология не ясна, ישעיהו, йешайа́ху – синодальный перевод Исайя – Спасение Яхве).
2. Имена, включающие слово Эль, Бог, которое также может ставиться в начале или в конце (евр. אליהו, элийа́ху – синодальный перевод Илия – Бог мой – Яхве; евр. גבראל, габриэ́л – синодальный перевод Гавриил – Страж Божий).
3. Имена, включающие божеств. титулы: «Царь» (евр. מלך, ме́лех), «Владыка» (евр. בעל, ба́ал), «Господин», «Господин мой» (евр. אדוני אדון, адо́н, адони́). Эти титулы в равной мере прилагались к Богу Израилеву и к языческим божествам (например, Адониседек, Мелхиседек, Иероваал).
4. Имена, генетически связанные с именами богов, преимущественно ханаанских. Так, еврейское имя אשר аше́р – синодальный перевод Ассир, вероятно, происходит от богини Ашеры, евр. גדאל, гадиэ́л – синодальный перевод Гаддиил – от бога веселья Гада, евр. ענתות, анато́т – синодальный перевод Антофия – от богини войны Анат, евр. מרדכי, мордеха́й и евр. אסתר, эсте́р – синодальный перевод Есфирь – от имен месопотамских богов Мардука и Иштар.
Изучение Теофорных имен помогает исследованию религиозной жизни народа в различные периоды ветхозаветной истории. В частности, смысловое значение Теофорных имен важно для понимания ветхозаветного благочестия (напр., евр. דניאל, даниэ́л означает «Бог – мой Судья», חנניה, хананйа́ – «Милость Яхве»).
● Прот. Лебедев В.Ф., Библейские собственные имена в их религиозно-историческом значении, Пг.,1916; прот.*Солярский П., Опыт библейского словаря собственных имен, т.1–5, СПб.,1879–1887; прочую библиографию см. в статьях: *Имена библейские; *Ономастика.