Теосо́фия
Теосо́фия (от греч. – ϑεός, Бог и σοφία – мудрость) и Библия. Понятие Теософия включает четыре направления в умственной и духовной жизни:
а) синкретические доктрины, соединявшие в себе элементы различных религий (гностицизм, *каббала, в определенной степени учение *Филона Александрийского);
б) варианты христианского мистицизма и оккультизма (Парацельс, *Пико делла Мирандола, *Бёме, *Сведенборг и другие);
в) «свободную Теософию» Вл.*Соловьева (христианский синтез эмпирического знания, спекулятивной метафизики и мистики);
г) доктрину теософических обществ 19–20 вв. Ниже рассмотрен только последний вариант Теософии.
Теософические общества. Мировое теософическое общество было основано русской писательницей Еленой Петровной Блаватской (1831–1891) и группой ее сотрудников в Нью-Йорке в 1875. Блаватская организовала это общество после долгих скитаний по миру, увлечения спиритизмом, посещения тибетских мудрецов. В учениях Востока она усматривала панацею для Запада, зараженного бездуховностью. В 1876 центр теософического общества был перенесен в предместье Мадраса (Индия). Его целью было объявлено братство людей без различия религий и рас, сравнительно-религиозное изучение древних верований, исследование паранормальных феноменов. В действительности общество вело скрытую пропаганду модифицированных индийских доктрин, пытаясь создать на их основе некую *универсальную религию. Антицерковная и антихристианская природа Теософии обнаружилась очень скоро. Первые успехи теософов в Европе и Америке сменились упадком. Из этого кризиса общество было выведено новым его президентом Энни Безант (1847–1933), английской социалисткой, обратившейся в теософскую веру под влиянием Блаватской. Безант развила кипучую деятельность, учреждая филиалы общества по всему миру. В 1905 отделение Теософического общества появилось и в России (сначала в Калуге; председателем отделения была А.А.Каменская). Члены общества издавали обширную литературу (в том числе и на русском языке), участвовали в воспитательной и филантропической работе, а также в борьбе Индии за независимость (Безант была членом индийской партии Конгресса). Теософия повлияла на многих индийцев, возродив в них интерес к собственному религиозно-философскому наследию. Основанная Безант школа в Бенаресе (1898) превратилась позднее в Индийский университет.
Библия в освещении Теософии. Основательница Теософического общества Блаватская исходила из мысли, что все религии коренятся в едином эзотерическом (тайном) учении, которое в наиболее чистом виде сохранили индийская религии с их понятиями об Абсолюте, *метемпсихозе, карме и т.д. В своей книге «Тайная доктрина» («The Secret Doctrine», 1888, сокращенный русский перевод: СПб.,1912; см. также: *«Наука и религия», 1989, №1–2), она собрала обширный, но часто непроверенный материал для доказательства этого тезиса. Произвольно оперируя сведениями и гипотезами, ценность которых весьма сомнительна, она делала далеко идущие выводы о «тайном учении», зашифрованном в Библии. Так, объявив, что буква «М» была в древности священной, она объясняла этим происхождение библейских имен и терминов (Моисей, Мария, Мессия и т.д.). Она отождествила Птаха египтян, Мировую душу Платона, Акашу индусов со Святым Духом Писания.
Многие идеи Блаватская заимствовала у гностиков. Ее представление о Боге было вполне пантеистическим. Боги-творцы всех религий рассматривались ею как низшие божества. Примером путаности ее рассуждений может служить толкование идеи творения и понятия о творцах (демиургах). «В космогониях всех народов это Зодчие, объединенные в Демиурге, в Библии в Элохиме или Алхиме, которые образуют Космос из Хаоса и которые суть коллективный Теос, муже-женский Дух и Материя. Посредством ряда (йом) оснований (хасот) Алхим вызвал к бытию землю и небо. В Книге Бытия это сначала Алхим, затем Яхве-Алхим и наконец Иегова – после разделения полов, в четвертой главе».
В Новом Завете, согласно Блаватской, заключена древняя египетская мудрость. В доказательство она приводит египетский символ лотоса, который якобы превратился в лилию на изображениях Благовещения. Блаватская утверждала, что многим истинам ее на расстоянии учили таинственные тибетские мудрецы (махатмы), что они чудесным образом доставляли ей для работы редкие рукописи из различных книгохранилищ. Ее книги представляют собой хаотическую смесь буддизма, каббалы, индуизма и обрывков данных из сравнительного религиоведения. Вл.Соловьев справедливо расценивал Теософию Блаватской как «шарлатанскую попытку приспособить настоящий азиатский буддизм к мистическим и метафизическим потребностям полуобразованного европейского общества, неудовлетворенного по тем или иным причинам своими собственными религиозными учреждениями и учениями». Его брат, писатель Всеволод Соловьев (1849–1903), близко знавший основательницу Теософии, в своей книге «Современная жрица Изиды» (СПб.,1893) приводит сведения об источниках и методах ее пропаганды, сведения, имеющие характер сенсационного разоблачения.
Теософская псевдохристология. В соответствии с концепцией, выдвинутой представителями *неоведантистского подхода к Библии, Теософия рассматривает Христа как одно из воплощений Божественного Учителя. Блаватская писала, что верит не в Иисуса Назарянина, а в Кришну, Ади-Будду и других. Иисус был только одним из них и далеко не совершенным выразителем истины. В таком же ключе обрисовал образ Христа теософский писатель Эдуард Шюре (1841–1929) в книге «Великие посвященные» (1889, рус. пер.: Калуга, 1914, репр., М.,1990). Использовали теософы и т.н. *«Тибетское Евангелие», чтобы подчеркнуть связь Евангелия с Индией. В 1908–1911 Безант и ее окружение провозгласили близость нового прихода Спасителя. Для подготовки к нему был создан «Орден восточной звезды», председателем которого стал молодой мистически одаренный индиец Джидду Кришнамурти (1895–1982). Вскоре теософы объявили, что именно он и есть воплощение Спасителя. В знак протеста против этого один из видных теософских идеологов Рудольф Штейнер вышел из Теософического общества и создал собственный вариант Теософии. (см. статью *Антропософия). Орден распространился во многих странах Запада и Востока. Однако в 1929 Кришнамурти публично отрекся от роли мессии. Он уехал в Америку, где стал религиозным писателем и учителем, проповедовавшим вестернизированный вариант индийского апофатизма (или, по определению Г.С.Померанца, «религиозного нигилизма»). Отход Кришнамурти от Теософии фактически ознаменовал закат теософского движения. Псевдохристология теософов явилась исполнением пророчества Христа о *лжемессиях и лжепророках, которые явятся, чтобы соблазнять мир (Мк.13:22).
Теософские издания: Безант А., Братство религий. Нет религии выше истины, СПб., 1912; ее же, Вселенская религия, Пг.,1918; Кудрявцев К.Д., Что такое Теософия и теософское общество, Пг.,1913; Пушкина В.Н., Узнаем ли мы Его? Пг.,1918; ее же, Богочеловечество в современной жизни, Таллин, 1927; Странден Д., Забытая сторона христианства. Тайна Христа, СПб.,1911; прочую теософскую литературу см. в журнале «Вестник Теософии» (СПб.,1908–1917).
● *Бердяев Н., Теософия и антропософия в России, «Русская мысль», 1916, №11; его же, Философия свободного духа, Париж, 1928, т.1; *Богдашевский Д., Несколько слов о Теософии, ТКДА, 1912, №11; архим.*Варлаам (Ряшенцев), Теософия перед судом христианства, Полтава, 1910; Воннегут К., Таинственная мадам Блавацкая, «Наука и религия», 1988, №3; Вышеславцев Г., Кришнамурти (Завершение Теософии), «Путь», 1928, №14; *Глубоковский Н., Теософическое общество и современная теософия, ВиР, 1888, №8; Лодыженский М.В., Мистическая трилогия, т.1. Сверхсознание, Пг.,1915; его же, Враги христианства, Пг.,1916; Блаватская Е.П., НЭС, т.6; Померанц Г.С., Кришнамурти и проблема религиозного нигилизма, в сб.: Идеологические течения современной Индии, М.,1965; Соловьев Вл., Рецензия на книгу Е.П.Блаватской «The Key to Theosophy», соч., СПб.,19122, т.6; его же, Заметка о Е.П.Блаватской, там же; Соловьев Вс.С., Что такое доктрина Теософического общества? ВФП, 1890, №18; Francis T.M., Blavatsky, Besant and Co, Saint Paul (Minn.), 1939; The Theosophical Movement, 1875–1950, Los Angeles, 1951.