прот. Александр Мень

Источник

Спино́за

Спино́за (Spinosa) Бенедикт; Барух де Эспиноза (1632–1677), голландский философ-пантеист, один из основоположников *историко-литературной критики библейской.

Спиноза родился в Амстердаме в семье еврейских выходцев из Португалии. Отец вначале предназначал его к религиозной деятельности и отдал в раввинскую школу, где Спиноза основательно изучил Ветхий Завет и древнюю иудаистскую литературу. В 1652 по желанию отца он покинул школу и некоторое время помогал ему в торговле, параллельно изучая латинский язык и философию (в частности, труды Р.Декарта). После смерти отца (1654) Спиноза целиком посвятил себя философии. Его неортодоксальные взгляды вызвали резкое осуждение раввината, и в 1656 он был публично отлучен от иудаистской религиозной общины (отлучение было снято лишь в 1927). За этим последовало изгнание Спинозы из Амстердама, после чего он поселился у своих друзей-сектантов (меннонитов и коллегиантов) в окрестностях города. Но учения их он не принял, до конца дней оставшись внеконфессиональным мыслителем. Через год Спинозе разрешили вернуться, и он погрузился в метафизические и гносеологические исследования.

Под влиянием главы республиканцев Яна де Витта Спиноза написал и издал (анонимно) «Богословско-политический трактат» (1670), направленный против монархистов и кальвинистов. В нем Спиноза превратил библеистику в орудие борьбы за свободу совести. В 1672, после гибели де Витта, философ лишился политической поддержки. Он отклонил предложение Гейдельбергского университета занять там кафедру философии, предпочтя оставаться свободным писателем (на жизнь он зарабатывал шлифовкой линз). По свидетельству его первого биографа пастора Яна Колеруса, Спиноза практически осуществил свой идеал мудреца: он был человеком кротким, чуждым тщеславия, вел почти аскетический образ жизни. Дружеские узы связывали его со многими деятелями культуры. Скончался он в Гааге и, хотя не был крещен, был похоронен по протестантскому обряду. Первое собрание сочинений Спинозы вышло в Амстердаме в 1677 и вскоре было запрещено голландским правительством.

По своей духовной направленности философия Спинозы была глубоко религиозной. В основе ее лежала созерцательная любовь к Богу. Но свою интуицию философ пытался заключить в узкие рамки математической логики. Он считал, что познание восходит к совершенству по 3 ступеням (чувственное, абстрактное и интуитивное познание). По его мнению, рациональная интуиция свидетельствует в пользу абсолютного монизма. Бог есть все – бесконечная Субстанция, Которая включает в Себя и мышление, и протяженность (материю). Иногда Спиноза даже говорил о тождестве Бога и природы, чем давал повод считать его атеистом. Однако вернее было бы назвать Спинозу «акосмистом», ибо для него Божество, объемлющее Вселенную, было единственной подлинной Реальностью. Поэтому он решительно отвергал обвинение в атеизме. Можно сказать, что для Спинозы ничего, кроме Бога, не существует. Законы природы – это проявления Бога; Его нельзя мыслить вне мира; Он внутри него. Бог обладает неизменной природой, которая детерминирует Его проявления и в том числе человеческую волю. Богословская диалектика и антиномизм, столь яркие в учении *Бёме, не нашли никакого отклика в мировоззрении Спинозы. Он считал формальную логику гарантом истины. Отсюда его неудачная попытка постичь соотношение Абсолюта и твари и его жесткий детерминизм, ради которого Спиноза жертвовал свободой воли и личностным началом и в Боге, и в человеке.

Идеи Спинозы, вначале забытые, с середины 18 в. стали оказывать большое влияние на европейскую мысль. Они отразились на взглядах *Лессинга, *Гердера, *Шеллинга и других философов. По мнению Вл.*Соловьева, «статический пантеизм Спинозы был необходим как предположение для исторического пантеизма Гегеля, а затем и положительной христианской философии».

Хотя Спиноза был глубоким знатоком Библии, его монизм, в котором не осталось места для *Откровения Бога в истории, был бесконечно далек от *богословия библейского. Творение не было в глазах Спинозы свободным актом, преодолевающим бездну между Сущим и тварью; все созданное он мыслил как модусы, проявления Божества. В этом он приближался к греческим философским системам элеатов, стоиков, неоплатоников. Однако сам Спиноза был убежден, что его воззрения не противоречат Писанию. «Вместе с Павлом, – говорил он, – и, быть может, вместе со всеми древними философами, хотя и иным образом, я утверждаю, что все находится в Боге и в Боге движется». Познавая себя, мир познает божество. В свете этой мысли Спиноза понимал и явление Христа. Христос, по его словам, был «устами Божиими», Он «имел общение с Богом душа к душе». «Мудрость Божия, т.е. мудрость, превышающая человеческую, приняла в Христе человеческую природу, и Христос был путем к спасению». Спасение Спиноза трактовал как причастность к истинной «всеобщей религии человечества», сущностью которой является совершенная этика (стоического типа).

Философ переводил Ветхий Завет на голландский язык, написал грамматику еврейского языка (1677). Но главным библейским трудом Спинозы считается его «Богословско-политический трактат», над которым он работал в течение 5 лет. В нем Спиноза подошел к Библии как к документу историческому, литературному и религиозному (в том смысле, как понимал религию сам Спиноза). Свою исходную герменевтическую позицию философ взял из *протестантской экзегетики. «Все познание Писания, – утверждал он, – мы должны заимствовать из него одного». На этой предпосылке строятся 3 гл. правила *герменевтики Спинозы.

1) Толкователь должен учитывать природу и особенности еврейского языка, так как писатели Ветхого и Нового Завета были евреями. Необходимо знать специфику еврейской письменности и грамматики, которыми обусловлены многие неясности, двусмысленности и спорные места в тексте.

2) Толкователю следует «собрать положения каждой книги и свести их к существенным началам». Например, употребление *антропоморфизмов и *натуроморфных образов должно быть правильно понято в свете общего учения Библии о Боге.

3) Адекватная интерпретация Писания будет неполной, если пренебречь изучением обстоятельств, времени и истории создания библейских книг. Именно в этом последнем пункте Спинозы проявил наибольшую оригинальность. Хотя он писал на 20 лет позже *Гоббса, он первым предпринял попытку развернутого анализа проблем *атрибуции и *датировки ветхозаветных книг.

Опираясь на расшифрованные им указания *Ибн-Эзры, Спиноза рассмотрел *дублеты, *противоречия, *анахронизмы и лакуны в *Пятикнижии и пришел к выводу, что Моисею принадлежит лишь малая его часть (в частности, Книга Завета). Все остальное было собрано старейшинами и отредактировано Ездрой. Спиноза также показал, что Ис.Нав. содержит в себе внутренние доказательства более позднего происхождения, чем события, описанные в этой книге.

Философ подчеркивал, что в Писании встречаются места, в которых выражено только личное мнение священных авторов (например, 1Кор.7:25–40). *Боговдохновенность для него сводилась к выражению в Библии «истинной религии». «Откровенное Слово Божие не есть некоторое известное число книг, но простое понятие божественной мысли, открытой пророкам, именно: понятие о почитании Бога всем сердцем путем соблюдения справедливости и любви». Это Откровение не является плодом философствующего разума: философия и религия – сферы независимые. Именно откровение о жизни согласно вере и любви есть ядро Библии, сохранившееся неповрежденным, несмотря на всю сложность истории священных книг. Высшие истины, провозглашенные Писанием, не могут быть затемнены ни ошибками переписчиков, ни другими человеческими несовершенствами Библии как книги. «Всеобщий Божественный закон, которому учит Писание, дошел до наших рук абсолютно неискаженным». *Предание в глазах Спинозы – это не что иное, как естественный «свет разума», с помощью которого соборы, иудейские и христианские, отобрали корпус *канона.

В соответствии со своим пантеистическим монизмом полностью игнорирует *историзм Священного Писания и, вопреки прямому смыслу Библии, делает Откровение исключительно имманентным фактом. По существу то, что открывается в Библии, для Спинозы есть лишь обнаружение истин, присущих человеческому духу от природы.

Многие исагогические гипотезы Спинозы не выдержали испытания временем, однако его труд явился важным этапом на пути становления библейской науки.

♦ Opera, Bd.1–4, Heidelberg, 1925; в рус. пер.: Переписка, М.,1932; Богословско-политический трактат, М.,1935; Избранные произведения, т.1–2, М.,1957.

Паперна Г.А., Б.Спиноза, его жизнь и философская деятельность, СПб.,1895; *Ренан Э., Спиноза, в его книге: Сборник мелких статей и речей, пер. с франц., СПб.,1895, т.1; Робинсон Л., Метафизика Спинозы, СПб.,1913; Соколов В.В., Спиноза, М.,1973; *Соловьев Вл., Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы), Соч., т.9 (2-е изд.); Фишер К., История новой философии, пер. с нем., т.2, СПб.,1906; Франк С.Л., Основная идея философии Спинозы, «Путь», 1933, №37; Вrоwn N.O., Scripture and Politics. 1.Philosophy and Prophecy. Spinosa’s Hermeneutics, «Political Theory», 1986, v.14, №2; прочую библиографию см. в указанных трудах.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle