прот. Александр Мень

Источник

Со́льский

Со́льский Стефан Михайлович (1835–1900), русский православный библеист. Родился на Волыни в семье священника. Окончил Киевскую Духовную академию, где впоследствии занимал кафедру Священного Писания Нового Завета (до 1897). В 1887 избран городским головой Киева. Докторская диссертация «Сверхъестественный элемент в новозаветном откровении по свидетельствам Евангелий и посланиям апостола Павла» (К.,1877) носила библейско-апологетический характер. Прочие труды Сольского посвящены главным образом вопросам *исагогики и истории *экзегетики. Эти обзорные работы по своему направлению близки к работам еп.*Михаила (Лузина).

Сольский изложил историю толкования Библии от времен Мужей Апостольских до середины 19 в., включая русскую православную и инославную экзегетику. Работы его отличаются информативностью, лаконизмом и ясностью изложения. Сольский выступал с развернутой критикой *вербализма. «Богодухновенность священных писателей, – отмечал он, – состоит не в том, что они были одним механическим бессознательным орудием говорившего и действовавшего чрез них Духа Божия. Для того, чтобы говорить и действовать по внушению Духа Божия, нужно было особое внутреннее расположение, особое духовное настроение... Поэтому вдохновение было совокупным действием Духа божественного и человеческого» (см. ст. *Синергизм).

Сольский горячо ратовал за преобразование программы духовных школ, с тем чтобы изучение Библии было поставлено во главу преподавания. По его словам, знание Слова Божьего есть основа и догматического, и нравственного, и сравнительного богословия. Сольский порвал с тенденцией замалчивания данных западной, в т.ч. *отрицательной, критики. «Опасение, – писал он, – что критическое изучение книг Св. Писания может быть совершено только в ущерб знакомству с их положительною стороною, едва ли обоснованно; сознательное усвоение их положительных сторон может быть достигаемо только при основательной научной разборке существующих отрицательных взглядов».

♦ Краткий очерк истории священной библиологии и экзегетики, ТКДА, 1866, №10–12; Употребление и изучение Библии в России, ПО, т.27, 1868, №10–11; Обозрение трудов по изучению Библии в России с XV века до настоящего времени, ПО, 1869, т.I, №2,4,6; Из чтений по Ветхому Завету, ТКДА, 1870, №9, 1871, №7; Из лекций по Новому Завету, ТКДА, 1877, №8, 1878, №4; Об участии императора Александра I в издании Библии на русском языке, ТКДА, 1878, №1; Апостолы и их вера после явления им воскресшего Господа, ВЧ, 1880, №16; Св. Иоанн Богослов, ВЧ, 1880, №39; Крещение Господне, ВЧ, 1881, №1; Св. апостолы Петр и Павел, ВЧ, 1883, №27; Каков может быть состав научных введений в книги Св. Писания в настоящее время? ТКДА, 1887, №3; см. также его рецензии в Трудах КДА, 1871, №8; 1883, №6.

● *Богдашевский Д., Учено-литературная деятельность профессора КДА С.М.Сольского, ТКДА, 1900, №12.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle