Смирно́в
Смирно́в Андрей Петрович (1843–1896), русский православный библеист. Окончил Московскую Духовную академию (1870), где в 1881 стал экстраординарным профессором кафедры библейской истории Ветхого Завета; с 1895 – заслуженный профессор.
Смирнов не написал последовательного руководства по ветхозаветной истории, но его перу принадлежат многочисленные статьи, в которых он освещал различные этапы и аспекты священной истории. Среди них есть и уникальные по тематике, в частности статья о пророчице Олдаме, которая сыграла важную роль в религиозной реформе царя Иосии (статья опубликована в ЧОЛДП, 1888, 2 пол., отд.1 под псевдонимом Ъ.-я.).
Большое внимание Смирнов уделял сравнительному изучению Ветхого Завета и памятников *Древнего Востока. Еще до введения в программу МДА специальностей древневосточной тематики Смирнов подчеркивал, что «апологет Библии должен рассматривать жизнь древнего Израиля в связи с жизнью других древних исторических индивидуальностей». Для Смирнова изучение Слова Божьего, в частности библейской истории, было неотделимо от актуальных проблем русской духовной и общественной жизни. Значительная часть его статей на темы Писания является образцом живой публицистики, ориентированной на жгучие вопросы своего времени.
♦ Разделение царства, ЧОЛДП, 1871, №1,12; Обзор исследований по Святому Писанию в духовных журналах, ЧОЛДП, 1873, №1, отд.II; Исторические книги Библии и ассирийские клинообразные надписи, ЧОЛДП, 1873, №10; Мнения и догадки о событиях из времени пребывания евреев в Гесеме, ЧОЛДП, 1874, №9; Библейские рассказы и их источники, указываемые наукой, ПО, 1876, т.ІІІ, №10; Ветхий Завет и идея о едином Боге (по Божисону), ПО, 1877, т.І, №4; Древний Египет и исход евреев (по Бругшу), ЧОЛДП, 1877, №1; Исторические книги Библии и египетские памятники, ЧОЛДП, 1877, №11; Сны фараона, ЧОЛДП, 1878, №1; Вефильский культ, ЧОЛДП, 1878, №5; Три случая из истории евреев поучительные для нашего времени, ДЧ, 1878, ч.І, №1–4; Советы пророков, пригодные для нашего времени, ДЧ, 1878, ч.ІІ, №5–8; Тир и причины его падения, ДЧ, 1878, ч.ІІ, №5–8; Ночь, ДЧ, 1878, ч.ІІ, №5–8; Умная женщина из Авель-Беф-Маахи, ДЧ, 1878, ч.ІІІ, №9–12; Покаяние ниневитян, ЧОЛДП, 1879, №1; Памяти прошлого, ДЧ, 1878, ч.І, №1–4; Упрек Давида и совет Иодая, ДЧ, 1879, ч.ІІ, №5–8; Проклятие Иофама, там же; О суевериях евреев в связи с наукой предсказаний у халдеев, ЧОЛДП, 1880, ч.1; Моисей-Озарзиф-Салих, ЧОЛДП, 1880, ч.2; Книга пророка Даниила и открытия в области ассирологии, ЧОЛДП, 1883, №3; Еврейская школa ПО, 1886, т.І, №2; Новое построение истории еврейского народа и новые суждения об исторических лицах его, ПТО, 1887, т.40; О Нафановой притче, ПО, 1889, № .
● *Введенский Д., Библеист-летописец, БВ, 1915, №10; И.К., 25-летие учено-литературной деятельности профессоров А.П.Лебедева и А.П.Смирнова, БВ, 1895, №11; *Корсунский И., Проф. А.П. Смирнов, БВ, 1897, №1.