Служи́теля Госпо́дня ги́мны
Служи́теля Госпо́дня ги́мны, цикл важнейших мессианских пророчеств во 2-й части Книги пророка Исайи. Впервые эти тексты были выделены как самостоятельное целое *Думом (1892). Служителя Господня гимны состоят из пяти песен: (Ис.42:1–9; 49:1–6; 50:4–9; 52:13–53; 61:1–3; четкие их границы в контексте Ис. остаются дискуссионными). Большинство толкователей на основании сходства идей и языка отождествляют автора гимнов с автором 2-й части Ис. (см. статью *Исайи пророка Книга).
Центральным образом гимнов является таинственное Лицо, названное Служителем Господним, или Рабом, Отроком Господним (евр. יהוה עבד, э́вед яхве́). Понятие эвед не носит уничижительного характера. Славянский перевод «Отрок» в западноевропейском словоупотреблении обозначает человека, который верно служит своему владыке (в данном случае Богу). В первом гимне Сам Господь обращается к Служителю, во втором и третьем – Служитель говорит от первого лица; в четвертом гимне вновь звучит голос Бога, а затем голос хора (языческих народов и царей). Возможно, что во втором гимне Служителем является сам пророк.
Служитель – это Избранник Бога. Он послан в мир для установления высшей Правды. Он не похож на земных властителей, действующих насилием. Он кроток, почти слаб.
Не возопиет и не возвысит голоса Своего,
и не даст услышать его на улицах.
Трости надломленной не переломит,
и льна курящегося не угасит.
Его уста – «как острый меч», Он призван на служение «от утробы матери». Он назван «Израилем», но не тождествен эмпирическому Израилю, которого Он должен обратить к Богу (Ис.49:5). Однако миссия Служителя идет дальше пределов народа Божьего. Он станет «светом для язычников» (Ис.42:6), на Него будут уповать «острова», т.е. народы западного мира, Он прострет спасение Божье «до концов земли» (Ис.49:6). Впрочем, не этот универсализм составляет уникальность Служителя Господня гимнов в Ветхом Завете. Необыкновенен путь Его спасительного дела. В глазах народа Он лишен земной силы и славы, «презрен и умален пред людьми» (Ис.53:3). Служитель добровольно идет на заклание, как кроткий жертвенный агнец, и Сам становится жертвой, соединяющей Бога и людей. Хор с изумлением восклицает:
Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи
и понес наши болезни;
а мы думали, что Он был поражаем,
наказуем и уничижен Богом.
Но Он изьязвлен был за грехи наши
и мучим за беззакония наши;
наказание мира нашего было на Нем,
и ранами Его мы исцелились.
Ни иудейские, ни раннехристианские комментаторы не сомневались в мессианском характере пророчеств, заключенных в Служителя Господня гимнах. Впервые иное толкование дал им в 17 в. *Гроций, считавший, что под Служителем следует понимать либо пророка Иеремию, либо самого автора гимнов. В 18–19 вв. ряд протестантских экзегетов выдвинул концепцию, согласно которой Служитель – это идеальный образ народа Божьего, страдания которого призваны служить для спасения всего мира (*Додерляйн, *Гезениус, *Эвальд, *Гитциг, *Велльхаузен и др.). В настоящее. время перевес получила интерпретация, выдвинутая Францем *Деличем, которая исходит из Полисемантизма Служителя Господня гимнов. Образ Служителя в самих гимнах неоднозначен, и это обьясняется тем, что в Нем слиты Сам Мессия и Его Община, идеальный народ Божий, Церковь. Толкование Франца Делича было принято и многими православными богословами. Его справедливость подтверждается в свете учения о *корпоративной личности в Библии.
Определяющим для православного толкования Служителя Господня гимнов служат слова Иисуса Христа, Который учил, что в Его миссии исполнилось пророчество гимнов о Служителе (Лк.4:16 сл.; ср. Деян.8:32 сл.).
● *Волнин А.К., Мессия по изображению пророка Исайи, К., 1908; *Муретов М.Д., Раб Божий, БВ, 1917, №2–3; *Мышцын В.Н., Раб Иеговы, БВ, 1905, т.2, кн.7–8; *Реаkе A.S., The Servant of Jahwe, Manchester, 1931; *Rоwlеу Н.Н, The Servant of the Lord and Other Essays, L.,1952; прочую библиографию см. в статье *Исайи пророка книга.