прот. Александр Мень

Источник

Скабаллано́вич

Скабаллано́вич Михаил Николаевич (1871–1931), русский православный богослов, литургист и экзегет. Родился в Гродненской губернии в семье сельского священника. Окончил Виленскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию (1896). Кандидатская работа Скабаллановича была посвящена экзегезе Книги пророка Иезекииля, и эта тема осталась главным предметом библейских исследований ученого. В 1898–1907 он был помощником смотрителя Мариупольского духовного училища. В этот период им был опубликован труд «Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения» (Мариуполь, 1904), за который в 1905 КДА присудила ему степень магистра богословия. В 1906–1918 Скабалланович преподавал в КДА: сначала Священное Писание Ветхого Завета, затем догматическое богословие и латинский язык, параллельно читая курс византологии на историко-филологическом факультете Высших педагогических курсов Общества профессоров и преподавателей.

В 1912 КДА присудила Скабаллановичу степень доктора церковной истории за обширный труд «Толковый Типикон» (К.,1910–1915, вып.1–3). В 1920 он был избран преподавателем на кафедру классической филологии Киевского университета. В последующие годы ученый сотрудничал в АН УССР, в частности., в 1928–1930 работал в Этнографической комиссии АН УССР. Умер в архангельской ссылке.

В магистерской работе Скабалланович дал обзор истории толкования (Иез.1), рассмотрел специфические *символы, которые пророк использовал для проповеди о тайне трансцендентного Бога, применил *сравнительно-религиозный метод для изучения параллелей между образами видения Иезекииля и восточным искусством. «В то время, как другие пророки, – писал Скабалланович, – созерцали и рассматривали Бога более как Промыслителя о еврейском народе и человечестве, как Творца в широком смысле слова, Иезекииль взглянул на Бога как Бога, и в священный ужас привело его это созерцание». Этот вывод предвосхитил концепции об особенностях религиозного опыта, развитые после Скабаллановича немецким религиоведом *Отто. В трудах по литургике Скабалланович много места уделил роли Библии в *богослужении и библейским корням христианских праздников.

♦ Евангельское повествование о преображении Господнем и значение сего события для христианского богословия, ВиР, 1901, №15; Событие Сошествия Святого Духа, «Подольские EB», 1902, №22; Что дает богослову первая глава книги пророка Иезекииля, ТКДА, 1905, №6; О звезде волхвов, ТКДА, 1906, №12; Что такое был рай?, ТКДА, 1906,№ 12; Таинственный храм пророка Иезекииля, ТКДА, 1908, №3,8; Святая Земля в праздниках Православной Церкви, СПб.,1908; Иезекииля пророка книга, ТБ, 1909, т.6; Из Апостола (трудные места), К.,1911; Св. архистратиг Михаил. Все, что можно знать о нем на основании Священного Писания, предания и соображения разума – и о церковном чествовании св. архангела, К. 1915; Христианские праздники, кн.1–6, К.,1915–1916.

А.Н., Проф. М.Н.Скабалланович и его вклад в православную богословскую науку, ЖМП, 1973, №3; прот. Лозинский Р., М.Н.Скабалланович и его литургические труды, 1961 (Ркп.МДА).


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle