прот. Александр Мень

Источник

Синерги́зм

Синерги́зм библейский (от греч. συνεργέω – действовать вместе), православное учение о благодатном взаимодействии между Духом Божьим и человеком, одаренным свободой. Термин Синергизм вошел в богословие в 16 в. в период дискуссии между протестантами и католиками по вопросу о спасении. Подобная же дискуссия еще раньше, в 4 в., шла между блж.*Августином и *Пелагием, причем их спор был решен прп.*Иоанном Кассианом в духе Синергизма.

Православие понимает Синергизм как антиномическое сочетание воли Божьей и свободы человеческой. «Бог щадит ее и охраняет даже от Своего собственного всемогущества» (прот.*Булгаков). Это учение чрезвычайно важно для понимания *богочеловеческой природы Библии и *боговдохновенности. Библейский Синергизм проявляется в том, что Слово Божие, возвещаемое через пророка, апостола или священного писателя, не делает его автоматическим передатчиком Откровения (см. статью *Вербализм), а преломляется через его личность, его свободную волю, его индивидуальные особенности и представления, обусловленные средой и эпохой. В более широком смысле библейский Синергизм связан с богочеловеческим характером самой *истории спасения. Бог не оставляет человека беспомощным и не подавляет eго; человек призван быть активным соучастником Божественного Домостроительства.

● Прот. Булгаков С., Невеста Агнца. (О Богочеловечестве.), Париж, 1945, ч.3; *Соловьев Вл., Чтения о богочеловечестве, Соч., СПб.,19112, т.3; его же, История и будущность теократии, Соч., СПб.,19122, т.4; NCE, v.13, р.884.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle