Синедрио́н
Синедрио́н (греч. συνέδρων – совет), иудейская верховная коллегия *междузаветного периода, ведавшая религиозными и юридическими вопросами. Время возникновения Синедриона точно не установлено. *Иосиф Флавий упоминает о нем, лишь повествуя о событиях cepедины 1 в. до н.э. Само слово Синедрион греческого происхождения, что указывает на позднюю эпоху (евр. סנהדרין, санхедри́н). Как институту ему предшествовал Совет старейшин, сложившийся в период Ездры и Неемии. Иерусалимский Синедрион состоял из 70 или 72 членов (Мишна, Санх, 1,5,6); однако и в других городах существовали свои Синедрионы. В некоторых случаях созывались «Малые Синедрионы», состоявшие из 23 человек (похоже, что, согласно Евангелиям, такой Синедрион и осудил Иисуса Христа).
Согласно Евангелиям, в Синедрион входили:
а) «первосвященники», б) «старейшины» и в) «книжники», т.е. представители высшего духовенства, политические вожди и богословы. Председателем Синедриона был первосвященник. Некоторое время в Синедрионе перевес имели *фарисеи, но в евангельскую эпоху саддукейская партия занимала там безусловно господствующую позицию (см. статью *Течения и секты). У фарисеев же был свой Совет богословов, князем которого, евр. נשיא, наси́, назначался кто-либо из авторитетных учителей Закона (например, Гиллель и Гамалиил). Синедрион являлся судебным и политическим учреждением. В период господства римлян права его были ограничены; в частности он не мог выносить смертные приговоры (Шаббат, 15a; ср.Ин.18:31).
● Арфаскадов Ф., Иерусалимский Синедрион. Историко-археологическое исследование, Каз.,1903; *Бернфельд С., Синедрион великий, ЕЭ, т.14; *Царевский А.А., Иудейский Синедрион и римские прокураторы в Иерусалиме во времена Христа Спасителя, СПб.,1899; иностранную библиографию см. в книге: *Sсhürer Е., The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ, Jerusalem, 1970, v 2, p.199– 200; NCE, v.13, p.1052; см. статью *Ямнийский Синедрион.