Cинaго́га
Cинaго́га (греч. συναγωγή – собрание, евр. כנסת בית, бет-кне́ссет), молитвенный дом в *иудействе и *иудаизме. Слово Cинaгога также употребляется как синоним иудаистской религиозной общины.
Происхождение Синагог. Согласно *Иосифу Флавию, обычай собираться по субботам для чтения Закона был введен еще Моисеем (Против Апиона, II,17). Однако в действительности начало его не прослеживается ранее *Плена периода. В это время ветхозаветная Церковь лишилась возможности совершать *богослужение в Храме; между тем со дней царя Иосии, с 621 до н.э., Храм был единственным местом, где позволялось приносить жертвы. В результате в среде изгнанников сложился иной вид богослужения, состоявший из чтения Писания и общих молитв. Такие молитвенные субботние собрания происходили, по-видимому, в частных домах; позднее для них стали строиться специальные здания.
Во *Второго Храма период, несмотря на восстановление жертвоприношений, обычай молиться и читать Писание вне Храма сохранился. Так возникли «дома собрания», или, по-гречески, синагоги. Они сооружались не только в *Палестине, но и в *диаспоре, где почти каждая иудейская община имела собственный молитвенный дом. Некоторые из них отличались обширными размерами и роскошным убранством (например, в Александрии, Риме, Коринфе и др.) и служили религиозно-общественными центрами иудейства. По некоторым данным, в 1 в. н.э. в Иерусалиме было около 460 Cинaгог. После разрушения Второго Храма в 70 Cинaгоги стали единственным местом молитвы для последователей иудаизма.
Архитектура и внутреннее убранство. Как свидетельствуют развалины Cинaгог эллинистического времени, они строились по образцу римских базилик. Большие Cинaгоги, такие, например, как в Капернауме, имели внутренние колоннады, делившие здание на несколько частей. Иногда в них сооружались и хоры (вероятно, для женщин, хотя вначале мужчины и женщины молились вместе). Пол нередко украшался мозаикой, стены – фресками и лепниной (это были орнаменты, *символы, сцены из священной истории).
До сих пор не установлено, когда появились такие художественно отделанные Cинaгоги, и не найдены причины допущения в них Изобразительного искусства. *Археология свидетельствует, что такие здания существовали уже в 4–3 вв. до н.э. У той стены, которая обращена в сторону Иерусалима, находился ковчег для *свитка *Пятикнижия и возвышение, предназначенное для чтеца и проповедника (род амвона). Народ сидел на скамьях или циновках, поднимаясь лишь в особо торжественные моменты службы. Старейшины и *книжники сидели лицом к молящимся.
Синагогальное богослужение совершалось по субботам и другим праздничным дням. Его чинопоследование начиналось возгласом «Благословен Бог». Ведущий читал нараспев молитвенные прошения и славословия, на которые народ отвечал: «Аминь». Далее шло чтение Слова Божьего и молитвословия, завершавшиеся словами: «Свят, свят, свят Господь Саваоф...», которые произносил весь народ. Кончалась служба проповедью местного раввина либо любого заезжего человека, имеющего права учителя. Это чинопоследование складывалось веками и приняло более законченный характер в первые столетия н.э.
Историческое значение Cинaгог для христианской Церкви. Сам Господь Иисус часто проповедовал в Cинaгогах (см., например, Мф.4:23; 9:35; Мк.1:39; Лк.4:44). Его примеру следовали и первые благовестники Христовы. Для св. апостола Павла и его спутников Cинaгоги, рассеянные по городам диаспоры, были местом, где они начинали проповедовать Благую Весть (см., например, Деян.13:5,14). Изучение древних пластов синагогального богослужения показало, что оно являлось генетическим прообразом для церковных чинопоследований (чтение Псалтири, общая молитва, ектеньи, проповедь и т.д.). Как явствует из (Иак.2:2), иерусалимские христиане называли дома своих молитвенных собраний «синагогами».
● *Вигуру Ф., Синагоги во времена Иисуса Христа и Апостолов, в кн.: А.П.*Лопухин. Библейская история Нового Завета, СПб.,1895; *Бернфельд С., Cинaгога, ЕЭ, т.14; *Гейки К., Жизнь и учение Христа, М.,1893, вып.1; Дмитриевский А.А., Древнеиудейская Cинaгога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам, ПС, 1893, т.1–2; Зезюлинский Н., Еврейская Cинaгога и ее функции, ЖМНП, 1887, ч.249, №1, отд.II; Никитин А., Cинaгоги иудейские как места общественного богослужения, К.,1891; Пятницкий И., Состояние богослужения в роде человеческом пред пришествием Господа нашего Иисуса Христа, ДЧ, 1879, т.II, №7/8; Светлов Э. (прот. А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983; *Троицкий И.Г., Библейская Археология, СПб., 1913; иностр. библиографию см. в кн.: *Sсhürеr Е., The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ, Jerusalem, 1970, v.2, p.199–200; см. также ст.*Второго Храма период.